Механизм солидарности поколений

Александр Курлыпо — о путях развития пенсионной системы

Как его модернизировать

Все граждане, работающие сегодня в народном хозяйстве страны, достигнув определенного законом возраста, выйдут на пенсию. В настоящее время в мире действуют распределительная и накопительная модели пенсионных систем. В Беларуси доминирует первая, известная также как механизм солидарности поколений: взносы работающих детей в пенсионный фонд идут на выплату пенсий их родителям. Однако не слишком благоприятные демографические тренды заставляют все чаще говорить о возможных сбоях такой системы. Какие шаги следует предпринять, чтобы их избежать? На этот и другие вопросы мы попросили ответить начальника Главного управления Комитета государственного контроля Республики Беларусь кандидата экономических наук Александра КУРЛЫПО (на снимке).

— Уважаемый Александр Михайлович! Недавно правительство и Национальный банк утвердили план совместных действий по структурному реформированию и повышению конкурентоспособности экономики страны. Этот документ содержит раздел по совершенствованию пенсионного законодательства. Чем это вызвано?

— Прежде всего позвольте заметить, что тема совершенствования пенсионного законодательства и законодательства в сфере социальной защиты населения стоит в повестке дня правительств многих стран. Это связано с ухудшающейся в этих странах демографической ситуацией. Наблюдается устойчивая тенденция сокращения роста численности трудоспособного населения при росте продолжительности жизни. Эти процессы усугубляются замедлением темпов экономического роста, что отражается на занятости населения и динамике его доходов. Доходы населения служат основной базой для начисления взносов в пенсионные фонды.

Что касается нашей страны, то развитие системы социальной защиты постоянно находится в поле зрения Президента, правительства и органов госуправления, включая Комитет государственного контроля. Стабильность ее работы напрямую зависит как от успехов экономики, так и от точной настройки самой системы социального обеспечения, ее внутрисистемной модернизации. А здесь, как показывают контрольно-аналитические мероприятия КГК, есть еще незадействованные резервы.

— Какие проблемы, на ваш взгляд, требуют скорейшего решения?

— Основная проблема — это сбалансированность бюджета Фонда социальной защиты населения и ритмичность финансирования его расходов согласно законодательству.

Так, в первом полугодии 2013 года доходы бюджета фонда в разрезе территориальных управлений превысили его расходы только по г. Минску, что в целом позволило сформировать его положительные остатки по состоянию на 1 июля 2013 года в сумме 9,5 трлн. рублей. Однако при этом в феврале—апреле текущего года наблюдался дефицит бюджета фонда, который покрывался за счет его остатков. Если принять во внимание понижательную динамику остатков за последние годы, то можно предположить ситуацию, когда при дефиците фонда могут отсутствовать источники для его финансирования.

В этой связи возникает вопрос обоснованности размеров взносов для бесперебойного пенсионного обеспечения граждан.

— Неужели их надо повышать? Ведь они и так значительны по сравнению с другими странами мира.

— Действительно, размер обязательных страховых взносов согласно законодательству превышает аналогичные показатели по сравнению с другими странами. Так, по пенсионному страхованию для работодателей и работающих граждан они равны соответственно 28 % и 1 %. Плюс еще взносы по социальному страхованию для работодателей и физических лиц, самостоятельно уплачивающих обязательные страховые взносы, — 6 %. Учитывая, что уплата обязательных страховых взносов в фонд производится плательщиками единым платежом, то получается 35 %. При этом фактически сложившийся в 2012 году размер обязательных страховых взносов с учетом законодательно предоставленных льгот различным категориям плательщиков составил 27,7 %, в том числе по пенсионному страхованию 23 %.

Для сравнения: уровень взносов для целей пенсионного страхования составляет в США 15 %, во Франции — 16,35 %, в Германии — 20,3 %. Причем в этих государствах половину выплат в пенсионный фонд производит работодатель, а другую половину — работник.

То есть в развитых странах уровень страховых отчислений от выплат работнику ниже, а уровень пенсионного обеспечения по отношению к средней заработной плате — выше. В нашей стране средняя пенсия составляет чуть более 40 % от средней зарплаты, то есть на уровне стандарта МОТ.

— Каким образом рассчитывается необходимый уровень отчислений в пенсионные фонды?

— В мировой практике существуют два основных подхода к определению оптимального уровня отчислений.

Первый подход исходит из произведения коэффициентов пенсионной нагрузки (соотношение пенсионеров к лицам, уплачивающим взносы) и замещения (соотношение средней пенсии к средней заработной плате). Если в расчеты заложить исходные данные за 2012 г., то получим следующие результаты.

Согласно расчетам, средний размер обязательных страховых взносов по пенсионному страхованию составляет 22,4 % против фактически сложившегося уровня 23 %. Несущественная разница между этими показателями в действительности еще меньше из-за законодательного ограничения фонда оплаты труда четырехкратной величиной средней заработной платы для целей социального страхования. Кроме того, расчеты по этому варианту основываются на агрегированных показателях и не могут быть напрямую применены для точных количественных корректировок данных взносов. В то же время они свидетельствуют об отсутствии возможностей уменьшения ставки. Ставка может быть уменьшена в случае превышения эффективного тарифа по пенсионному страхованию над расчетным показателем, равным произведению коэффициентов системной (пенсионной) нагрузки и замещения.

— В чем особенность тогда второго подхода к расчетам отчислений в пенсионные фонды?

— Второй подход — с применением методики актуарных расчетов страховых тарифов по страхованию жизни и дополнительной пенсии — позволяет определить средний размер взносов с учетом большего количества факторов. К ним относятся возраст плательщика, размер его заработной платы и пенсии, средняя продолжительность жизни после выхода на пенсию, доходность от размещения временно свободных денежных средств фонда на депозитах в банках. В результате расчетов средний размер взноса, необходимого для выплаты пенсий, составил в нашей стране 31,6 %, в том числе для мужчин — 16,6 % и женщин — 45,7 %. Существенная разница в размерах объясняется большей продолжительностью жизни у женщин и более ранним выходом их на пенсию по сравнению с мужчинами.

Кстати, в России заместитель председателя правительства Голодец О.Ю. также отмечает различие между действующим тарифом страхового взноса в Пенсионный фонд, который равен 22 % от фонда оплаты труда, и актуарным, позволяющим его сбалансировать, — 26 %.

— Можно ли обойтись без увеличения размера взносов?

— Вполне. Для этого необходимо задействовать внутренние резервы фонда или внутрисистемную модернизацию, о чем я сказал вначале. Расчеты показывают, что необходимо повысить доходность фонда с 1,4 % (отношение полученных процентов к сумме депозитов и поступлений в фонд за 2012 год) до 1,8 %. В этом случае размер обязательных страховых взносов по пенсионному страхованию возможно сохранить на законодательно установленном уровне.

Дело в том, что в настоящее время свободные средства бюджета фонда размещаются на депозитных счетах в банках с получением доходности исключительно на уровне ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь. При этом сами банки в первом полугодии текущего года привлекали новые срочные банковские вклады (депозиты) юридических лиц в национальной валюте по ставке в среднем 33,7 %. Средневзвешенная ставка рефинансирования за тот же период была равна 27,8 %, или почти на шесть процентных пунктов меньше. То есть фонд, ориентируясь на ставку рефинансирования, попросту терял доходы.

Повышение доходности от размещения средств фонда возможно путем проведения депозитных аукционов, в ходе которых принимается решение о ставке отсечения и объемах средств, размещаемых в депозит банков, уполномоченных обслуживать государственные программы.

— Какие еще предложения по совершенствованию законодательства внесены Комитетом государственного контроля в этом году?

— Комитет госконтроля предлагает рассмотреть вопрос установления для работодателей и работающих граждан уплаты обязательных страховых взносов в размере до 10 % с выплат, начисленных в пользу работающих граждан, которые превышают четырехкратную величину средней заработной платы. В настоящее время, каким бы ни был заработок работника, взносы в фонд уплачиваются с суммы, не превышающей четырехкратную величину средней заработной платы по стране, или 22 млн. рублей. Реализация этого предложения затронула бы весьма незначительную часть застрахованных лиц. Например, по Гомельской области не более 0,26 % от всего количества плательщиков, а по Минской и вовсе не более 0,08 %.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter