Источник: Знамя юности
Знамя юности

Флагманы и ресурсные центры. В Минске специалисты обсудили перспективы профтехобразования

Механика, электрика и гидравлика в нагрузку

Пока участники WorldSkills трудились в поте лица: пилили, кашеварили, укладывали плитку, делали букеты и прически, специалисты – руководители учебных заведений, преподаватели и производственники – провели семинар, на котором обсудили состояние и пути развития системы профтехобразования.

Первый проректор Республиканского института профессионального образования Эдуард Калицкий уверен, что международный конкурс демонстрирует все достоинства и недостатки, существующие в отрасли:

– Чтобы повысить качество профтех­образования, мы пошли по пути создания крупных ресурсных центров и ведущих учреждений образования. Их оснащают современным оборудованием, преподаватели проходят стажировку на фирмах-изготовителях. В планах – создать 18 флагманов по различным направлениям, на базе центров будут изучаться новые технологии и модификации техники.


В нынешних условиях мало быть хорошим специалистом в какой-либо одной области, нужно обладать комплексом дополнительных знаний. Классический пример – мехатроника, объединяющая шесть технических сфер: механику, электротехнику, электрику, программирование, гидравлику, пневматику.

Эксперты сошлись во мнении, что подготовить грамотного работника в отрыве от производства учебное заведение не в силах. К образовательному процессу нужно подключать заказчиков кадров. Директор Борисовского государственного колледжа Лилия Чеча сетует, что не все предприятия охотно идут навстречу:

– Есть проблема с прохождением практики. Случаи, когда ребят вовлекают в производственный процесс, – единичные. Чаще всего их даже не рассматривают как будущих работников. Предприятие тоже должно нести ответственность за подготовку учащихся. Сейчас оно лишь контролирует технику безопас­ности, организацию труда, выставляет оценку и дает характеристику. А вот основная ответственность лежит на плечах руководителя стажировки в учреждении образования.


В этой связи Эдуард Калицкий предлагает перенять некоторые элементы немецкой дуальной системы обучения:

– В Германии учащийся поступает не в учреждение образования, а зачисляется в число сотрудников определенного предприятия. Три-четыре дня в неделю он обучается на производстве и еще один-два дня – в колледже. Какие-то из их идей можно перенять, но переносить всю систему, конечно, не целесообразно. В ней много недостатков: она не дает возможности поступать в высшее учебное заведение и не обеспечивает должного уровня теоретической подготовки.

odubrovsk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter