Почти 6 миллиардов кВт ч: БелАЭС стала надежным источником выработки электроэнергии

Мегапроект с позитивным зарядом

Почти 6 миллиардов кВт ч: БелАЭС не только стала надежным источником выработки электроэнергии, но и дала толчок развитию сопутствующих отраслей и производств

Если еще в феврале этого года мы радовались тому, что с момента включения первого энергоблока БелАЭС в сеть выработано около 1,5 миллиарда кВт.ч электроэнергии, сегодня это уже почти 6 миллиардов кВт.ч. Таким образом, замещено более 1,6 миллиарда кубометров природного газа. Ежедневно станция вырабатывает около 28 миллионов кВт.ч электроэнергии, что составляет 22 процента от общего объема ее производства в стране. Но если сегодня речь идет о приблизительно пятой части производства, на перспективу мирный атом покроет более трети потребностей страны в электричестве. Причем перспективе очень близкой, ведь уже в следующем году планируется ввести в строй второй энергоблок станции, который сейчас находится в высокой степени готовности — 95 процентов. Совсем недавно, 22 декабря, в активную зону реактора было загружено свежее топливо. Ввод в эксплуатацию второго энергоблока планируется в 2022 году. Не вызывает сомнений: станция не только стала надежным источником выработки электроэнергии, но и дала толчок развитию сопутствующих отраслей и производств, научных знаний.

Если еще в феврале мы радовались тому, что с момента включения первого энергоблока БелАЭС в сеть выработано около 1,5 миллиарда кВт.ч электроэнергии, сегодня это уже почти 6 миллиардов кВт.ч.
Фото  БЕЛТА

На финишной прямой

О том, чтобы снова использовать мирный атом, в Беларуси заговорили более десяти лет назад. Общественные слушания, выбор площадки, обсуждение проекта и начало строительства — кажется, это было еще вчера. Но мегапроект стал реальностью: в промышленную эксплуатацию введен первый энергоблок. И именно с этого года по электросетям побежало в том числе электричество с Белорусской АЭС.

— С вводом в эксплуатацию двух энергоблоков БелАЭС общий объем выработки электроэнергии на станции составит 18,5 миллиарда кВт.ч в год, — такой информацией поделился министр энергетики Виктор Каранкевич.  Мы получим надежный, экономичный и экологичный источник энергии со сроком службы 60 лет и возможностью продления его до 100 лет. Это значительный вклад в укрепление энергетической безопасности страны, надежное и бесперебойное обеспечение в востребованных объемах потребителей электрической энергией.

Помимо этого, запуск первого энергоблока уже дал Беларуси значительный экономический эффект. Как отметил Премьер-министр Роман Головченко, страна на замещении импорта природного газа сэкономила около 250 миллионов долларов. На перспективу экономия увеличится, ведь с введением второго энергоблока по прогнозам замещение составит около 4,5 миллиарда кубометров газа в год.

Все это, подчеркнул Роман Головченко, дает новые возможности для увеличения электропотребления:

— Уже сейчас обращаются инвесторы, которые интересуются возможностью приобретения больших объемов электроэнергии для их нужд. Это касается как промышленных энергоемких производств, так и таких востребованных сейчас сфер, как тот же майнинг.

Кто в электродоме живет

Впрочем, есть отрасли, которые уже активно используют электричество. Например, строительство. Программа увеличения электропотребления для нужд отопления, горячего водоснабжения и пищеприготовления на 2021—2025 годы дала толчок строительству жилья на электричестве, где отопление и горячее водоснабжение также запитаны «от розетки». Есть первые результаты — около 170 тысяч квадратных метров нового электрифицированного многоквартирного жилья. В планах на пятилетку планируется построить около 2 миллионов квадратных метров.

Но все же особый интерес электрификация жилья вызвала в части индивидуальной застройки. Число обращений в энергоснабжающие организации о выдаче технических условий на присоединение электроустановок постоянно растет. Только за девять месяцев этого года, отмечали в профильном ведомстве, с такими запросами обратились более 20 тысяч человек. В связи с растущим количеством запросов от населения встал вопрос модернизации электросетей, притом что общая их протяженность в нашей стране — 200 тысяч километров. И они постоянно реконструируются, строятся новые.

Вместе с тем большинство линий электропередачи было построено еще в советское время и под другие потребности — преимущественно для использования гражданами бытового оборудования. Сегодня эти потребности изменились, а потребляемая мощность увеличивается в два раза и более раз. Вот и получается, что пока запросы граждан могут быть удовлетворены процентов на 80. Остальное войдет в перспективные планы реконструкции электросетей, утвержденные энергоснабжающими организациями совместно с облисполкомами и Минским горисполкомом. Эксперты отмечают: для расширения возможностей использования гражданами электроэнергии для целей отопления и горячего водоснабжения объемы строительства и реконструкции электросетей будут увеличиваться — с 1,6 тысячи километров до 2,7 тысячи километров в год.

Совсем недавно, 22 декабря, в активную зону реактора второго энергоблока было загружено свежее топливо. 

Будущее — за авто на батарейках

Не менее перспективное направление, толчок которому дал ввод электростанции, — электротранспорт. По прогнозам Международного энергетического агентства, к 2030 году мировой парк электромобилей может вырасти до 145 миллионов. О своем намерении отказаться от выпуска автомобилей с двигателем внутреннего сгорания уже объявили крупнейшие автоконцерны. Динамично обновляется и парк городского электрического транспорта, а это качественно новые возможности в сфере обслуживания потребителей и сокращения вредных выбросов в окружающую среду. По мнению международных исследовательских центров, в мире доля электробусов к 2030 году вырастет до 30 процентов.

Беларусь тоже активно вливается в направление. Так, сегодня более 4 тысяч электрокаров курсирует по улицам страны. Все активнее в городском потоке появляются электробусы МТЗ и МАЗ, троллейбусы, в том числе с автономным ходом. Академией наук создается своя линейка электромобилей. Словом, работа проделана масштабная. Как отмечает начальник НИЦ «Электромеханические и гибридные силовые установки мобильных машин» Объединенного института машиностроения НАН Александр Белевич, уже все отечественные автогиганты поняли — за электротранспортом будущее. А чтобы присутствовать на этом рынке и быть конкурентоспособными, все охотнее обращаются к ученым ОИМ, у которых в этой сфере приличный багаж знаний.

Создавая собственную линейку авто, ученые отработали и разработали отечественную линейку комплектующих. Институт активно сотрудничает с производителями по созданию белорусской компонентной базы электрических силовых установок. В частности, реализуются контракты с двумя белорусскими автогигантами — МТЗ и МАЗ.

Развивается сопутствующая инфраструктура. Так, с 2018-го сеть зарядных станций для электротранспорта увеличилась с 14 до почти 500 станций. А к концу года, уточнили в «Белоруснефти», инфраструктура будет включать более 600 таких объектов. Это даст возможность обслуживать свыше 25 тысяч электромобилей.

Есть спрос — будет предложение

Международные исследовательские центры прогнозируют дальнейший рост спроса на электроэнергию в связи с увеличением электропотребления в целом в мире, соответственно, развитие атомной энергетики становится все более актуальным. Кстати, по прогнозу МАГАТЭ, опубликованному в сентябре этого года, доля атомной энергии в мировом производстве электроэнергии к 2050-му может вырасти вдвое — до 12 процентов.

Так что обсуждение возможности строительства в Беларуси второй АЭС звучит вполне логично. Такие предложения, по словам Романа Головченко, будут представлены Главе государства в следующем году. Только речь уже пойдет о другом регионе:

— Есть поручение Президента о проработке вопроса строительства второй станции в другом регионе Беларуси. Это вопрос не очень простой, нужно провести большой объем не только экономических расчетов, но и научных исследований исходя из комплексной программы развития страны. Эта работа сейчас идет в плановом порядке под руководством Национальной академии наук с участием российских партнеров. Мы рассчитываем ее завершить к осени следующего года и внесем Президенту соответствующее предложение.

arteaga@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter