Искусственный интеллект может стать новым оружием в информационно-психологическом противостоянии

«Мегамозг» давит на людей

Не знаю, приведет ли искусственный интеллект к «восстанию машин», но он вполне может открыть новый этап в информационной войне. Самообучаемые чаты еще только выглянули из пеленок, а уже набирают популярность у молодежи и постепенно становятся лидерами мнения. Есть у вас какой-то вопрос? Не ломайте голову, спросите чат. Он вам ответит. Быстро, удобно, не затратно… Другой вопрос, насколько искусственный интеллект будет честным и откровенным? Или будет по некоторым направлениям гнуть заданную точку зрения? Интеллект-то обучаемый, но его образование происходит по алгоритмам, которые подвластны разработчикам. Большой и умный искусственный мозг вполне может использоваться как инструмент давления на психику определенных групп людей. Благо при регистрации приходится указывать достаточно много персональных данных. 

рисунок олега карповича

Не склонен везде и во всем искать заговоры. Но появление искусственного интеллекта с возможностью свободного с ним общения способно сделать лидером мнения, прежде всего среди молодежи. Собственно говоря, уже не раз и не два в истории человечества очередной виток развития коммуникаций становился вехой в информационно-идеологическом противостоянии.

Печатный станок Иоганна Гутенберга создал предпосылки для распространения протестантизма всех толков по Европе и за ее пределами. Во времена французского «короля-солнца» Людовика XIV оружием информационной борьбы стали ядовитые памфлеты. В XIX веке пришла эпоха газет и телеграфных сообщений как главных источников информации и формирования мировоззрения. Небезызвестный доктор Геббельс одним из первых понял роль радио как массового источника информации для влияния на умы и манипулирования сознанием. Немцы в 1930-х даже проводили массированные, якобы социальные программы по обеспечению дешевыми или вообще даровыми радиоприемниками тех же афганцев. С какой конечной целью — очевидно, учитывая, что этой горной стране отводилась стратегическая роль плацдарма для нанесения ударов по английским колониям на Азиатском континенте. Не напоминает современное распространение интернета и смартфонов американцами по всему миру? В иных странах смотришь: люди устраивают на улицах голодные бунты, но если не все, то многие со смартфонами. Не в рамках ли гуманитарной помощи полученными? 

Эпоха телевидения пришлась на вторую половину XX века. Политические технологи тогда говорили: если вас нет в «ящике», то вы ничего не делаете. И в их шутке было больше правды, чем цинизма. Потом телевизор потеснил интернет. Относительно недавно мы наблюдали зарождение и стремительный расцвет социальных сетей, блогосферы в различных форматах. Именно они становились лидерами мнений. И в определенной степени определяли мышление если не всего социума, то молодежи. Другой вопрос, что сейчас соцсети теряют свое «убойное» значение. Американцы уже лишились монополии в этом виде коммуникаций. В Китае, Иране, России есть отечественные аналоги. Пускай не такие мощные, как у корпорации Meta. Но аудитория размывается. Появилось почти бесконечное количество аккаунтов-миллионников с разными точками зрения. 

И тут как раз новый прорыв в коммуникационном пространстве — искусственный интеллект. В свободном доступе. Бесплатно. Молодежь всегда жадно накидывается на любую технологическую инновацию. И мои знакомые поколения Z уже протестировали новинку. И многие остались очень довольны, начинают пользоваться этой «энциклопедией всемирного разума». 

Действительно, очень удобно. Задал вопрос — получил ответ. Ту же самую информацию можно найти и «вручную». Но придется просидеть несколько часов в поисковике, изучать десятки сайтов и источников… А тут под боком такой прекрасный личный секретарь-референт! Но насколько объективны ответы искусственного интеллекта?! Не в части каких-то энциклопедических знаний и данных, а, так сказать, гуманитарно-общественных наук?! Как будут акценты расставляться? Как он будет интерпретировать те или иные события — и прошлого, и современности? 

Пока выбрана прекрасная формула: мол, искусственный интеллект — самообучающаяся система. И даже его разработчики не могут знать и просчитать ход его мысли. Но в это верится с трудом. Машинный мозг живет алгоритмами. Другой вопрос, что одни алгоритмы могут разрабатывать другие алгоритмы, выстраивая этакий паровозик. И результат в деталях будет несколько непредсказуем. Но в общем и целом идею и образ мышления в электронику закладывает человек, как и методологию обу­чения. Мировоззрение человека во многом зависит от учителя, тех знаний, воззрений, которые он в него заложил, тех книг, которые заставил прочитать. Как поведет себя молодой человек дальше — вопрос сочетания множества факторов. Но базис, заложенный при обучении, в большинстве случаев определяет его сознание и поведение во взрослой, независимой жизни.
У создателей искусственного интеллекта, что бы они ни рассказывали, есть рычаги воздействия на него. И их можно использовать в определенных целях, в том числе и для информационной войны. А потом сослаться: это не мы, это машина сама додумалась.
Но еще недавно мы верили, что поисковики выдают беспристрастно информацию по определенному алгоритму и человеческий фактор отсутствует. Сейчас в это верят уже только очень наивные люди. 

Пока чаты искусственного интеллекта делают только первые шаги в широком коммуникационном пространстве. Но, как мне кажется и видится, целесообразно учитывать этот новый вызов. Американские олигархи высокотехнологичной отрасли предлагают выработать какие-то этические правила. Но в этику в широком понимании этого слова, на глобальном уровне, лично я уже не верю. Ограничить, запретить — тоже так себе вариант. Во многом штука-то полезная. Однако логично предпринять просветительские шаги на масштабном, национальном уровне по прививке критического мышления у людей, особенно у молодежи. Не критиканского, а именно критического. Чтобы полученные сведения, если они служат для принятия важных решений, анализировали, перепроверяли, подвергали ра­зумному и здоровому сомнению. И старались по принципиальным вопросам формировать свое мнение, опираясь, где возможно, на первоисточники. Тогда «неточности» искусственного интеллекта вполне приемлемы. Дело-то не в его «ошибках», а в том, чтобы искусственное все-таки не обмануло естественный интеллект. 

volchkov@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter