Медведь на все времена

Самый трогательный момент московской Олимпиады: еще чуть–чуть — и мишка улетит в свой сказочный лес.
На рынке «поле чудес», что в Ждановичах, повстречать иностранцев можно часто. Но в июле, когда в Минске проходила летняя сессия Парламентской ассамблеи ОБСЕ, в выходной день здесь, как показалось, был настоящий аншлаг — во всяком случае, никогда раньше не замечал столько групп с переводчиками и отдельно взятых персонажей, больше языком жестов и телефонных калькуляторов, чем на словах, изъясняющихся с продавцами.

Те же, зная, на что лучше клюет иностранный гость, моментально сориентировались: тут же на самых видных местах прилавков появились бюстики Ленина, портсигары, различные значки эпохи развитого социализма и... олимпийские мишки. Да сколько! И простенькие игрушки из пластмассы, которые, казалось, в 80–е годы в каждой семье были. И чугунные, алюминиевые, бронзовые, фарфоровые статуэтки. Большие и маленькие, монохромные и разукрашенные. На весь рынок выгравированными олимпийскими кольцами и мишкиной улыбкой засверкала на солнце прекрасная ваза из красного хрусталя! Даже редко торгующая здесь бабка, притащившая на продажу с десяток алюминиевых форм для выпечки — ну тех, в которых наши мамы пекли вкуснейшие печенюшки в виде орешков, сердечек и зайчиков–лисичек, — сориентировалась и на передний план выставила форму с олимпийскими медведиками, этакими советскими мишками Барни, подпоясанными ремнем с пятью кольцами. Загоревшись темой, и сам купил тогда на книжном развале альбом карикатур Юрия Черепанова «Москвичи улыбаются», сданного в набор в 1975 году (за 5 лет до московской Олимпиады!) и вышедшего в свет в 1977–м, в котором довольно весомая часть рисунков уже была посвящена спортивной олимпийской тематике.

Рисунков с талисманом Олимпиады–80, правда, в этой книге еще нет. Образ знаменитого медвежонка был утвержден чуть позже, но эмблема с пятью переплетающимися кольцами и беговыми дорожками, переходящими в характерный силуэт Спасской башни Кремля, Московского университета и гостиницы «Киев», уже присутствовала почти в каждом рисунке на спортивную тематику.

Автором же образа талисмана XXII Олимпийских игр, олимпийского мишки, был известный советский художник–график, замечательный мастер детской иллюстрации, народный художник России Виктор Александрович Чижиков, который, без сомнения, известен и всем нашим читателям, особенно старшего поколения, благодаря любимейшим в детстве журналам «Мурзилка» и «Веселые картинки». А еще по иллюстрациям к книгам «Простоквашино. Дядя Федор, пес и кот», «Винни Пух и все–все–все», «Алиса в стране чудес», «Колобок идет по следу» и т.д. и т.п. Ну как, вспомнили?

Виктор Чижиков.

Сам Виктор Чижиков не раз вспоминал, как появился его талисман. Однажды (был 1977 год) один из руководителей Союза художников сказал ему, что проходит конкурс на талисман готовящейся Олимпиады. Мол, создатели конкурса уже получили 40 тысяч вариантов, но вот незадача, никак не могут найти нужное решение. А в конкурсе к тому времени уже участвовали маститые дизайнеры и известные мастера по созданию эмблем, однако детские художники участия не принимали. Чижиков пообещал подключиться, и в тот же день он с друзьями собрались на работе и стали рисовать кто что мог и кому что ближе было. Чижиков набросал образ забавного медвежонка, к тому моменту уже полюбившегося читателям «Мурзилки».

В тот день друзья сделали около сотни набросков. И эта куча эскизов так и лежала бы на столе, если бы редактору не позвонили и не попросили предоставить рисунки в олимпийский комитет. Так он и поступил. Уже через месяц рисунок с его медвежонком был выставлен на голосование.

Сейчас уже мало кто помнит, как проводилось голосование за лучший талисман Олимпиады и как тогда мишку Чижикова почти догнал рисунок лося. Однако в итоге медвежонок победил сохатого и получил наибольшее количество голосов. Победу одержал Виктор Чижиков.

Конечно, узнав о победе, художник очень обрадовался, но он даже не представлял тогда, чем обернется для него это творение. Кроме славы, образ олимпийского мишки принес Чижикову и много проблем. Дело в том, что после Олимпиады его медвежонка использовали все и везде где только можно — от печатной продукции до производства хлебобулочных изделий, игнорируя авторские права и не спросив разрешения. Например, в 2010 году ему даже пришлось судиться с телекомпанией НТВ за эксплуатацию образа и по вопросу обладания авторскими правами на олимпийского мишу. Дело в том, что телевизионщики использовали любимого миллионами мишку весьма экстравагантным образом: то как татуировку, то как образ... стриптизерши. Естественно, художник возмутился! И хотя образ побывал в 33 выпусках телепрограмм, но тот процесс Чижиков проиграл. И, что особенно обидно, даже его авторство — при наличии у художника почетного знака Олимпийского комитета и диплома Академии художеств СССР за создание образа талисмана московских Олимпийских игр! — суд не признал. А раз так, то использование, а вернее, пользование известного образа оказалось очень даже «законно».

Служители Фемиды тогда пришли к выводу, что Чижиков разработал не образ, а всего лишь... двухмерный эскиз олимпийского медвежонка. А уже на основании эскиза Чижикова были созданы варианты трактовки талисмана Олимпиады–1980: контурный, силуэтный (художник В.Ступин), по видам спорта (художник Е.Мигунов); а также его решение в объеме (художник В.Ропов). В связи с тем, что со временем появилось еще изображение со спины, а на «объемном» медвежонке еще и объемный ремень с олимпийскими кольцами, решили, что это вообще новый образ. Суды посчитали, что «данное произведение, созданное путем переработки произведения истца, носит самостоятельный характер. И в силу статьи 492 ГК РСФСР 1964 года, применявшегося в 1980 году, авторскими правами на данное произведение обладает лицо, осуществившее его переработку».

Честно говоря, как мне кажется, здесь не то что правовая и словесная эквилибристика, а бред какой–то, замешанный на больших деньгах: авторством наделять не автора первоисточника, то есть оригинала, а «переработчика». Вопрос: а если бы не было чего перерабатывать?

Ну да ладно — это всего лишь одна из множества историй интересной жизни замечательного художника и его произведения, что делает для нас, зрителей, образ одного из лучших талисманов Олимпийских игр — олимпийского миши — еще более ценным. Тем более впереди у нас свои Европейские игры, которые состоятся уже через год, и нашему будущему талисману этих состязаний есть на что равняться. В лучшем смысле!

Во всяком случае при разработке образа стоит учитывать наглядный опыт Олимпиады–80 и то, как можно его использовать — от маек и магнитиков до пряников и воздушных шаров.

karpoviсh@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter