Здесь спасают тяжелых экстренных пациентов — Городской клинической больнице скорой медпомощи Минска 45 лет

Медицинский спецназ

Времени размышлять нет. На принятие решения, от которого зависит жизнь человека, у врачей Городской клинической больницы скорой медпомощи Минска считаные секунды. Здесь лечат пациентов с отравлениями, инфарктами, инсультами, пострадавших после пожаров, автокатастроф, падений с высоты…

Отделения особого значения

В крупнейшем многопрофильном стационаре почти 2000 сотрудников, свыше 1000 коек и 49 госпитальных, вспомогательных и диагностических отделений. Круглосуточно проводят вмешательства в 20 операционных. В столичной БСМП единственное в стране отделение сочетанной травмы — сюда поступают люди, у кого одновременно повреждены конечности, внутренние органы, головной мозг…

— Помогаем пациентам с нарушениями мозгового кровообращения и острым коронарным синдромом, — уточняет главный врач Ольга Светлицкая. — Наш стационар — основной в Минске при чрезвычайных ситуациях с массовым количеством пострадавших. А в ожоговом и токсикологическом центрах при клинике, получивших статус республиканских, — самые тяжелые пациенты со всей страны.

Ольга Светлицкая.

Чтобы работать в БСМП, надо быть максимально сконцентрированным и профессиональным. Коллектив здесь именно такой, а попасть в него непросто. Из молодых специалистов выстраивается очередь, ведь, отточив навыки на потоке экстренной патологии, точно состоишься как специалист. Предпочтение отдают опытным сотрудникам, потому что решения надо принимать быстро, подчеркивает Ольга Светлицкая:
— Боремся не только за жизнь, но и за ее качество. При тяжелом поражении головного мозга, внутренних органов стараемся минимизировать вероятность развития инвалидности. Для нас не бывает безнадежных пациентов. Уже два месяца спасаем 29‑летнего мужчину, у которого серьезно повреждены легкие. Он более 50 дней на аппарате ЭКМО...
Эту методику недавно внедрили в БСМП. Аппарат насыщает кровь кислородом, что позволяет дать время для восстановления собственной функции легких либо сердца. «Папа, я тебя люблю» — детский рисунок с сердечком и такими словами висит возле кровати молодого мужчины.


— Пострадавший получил 95‑процентное поражение легких, вдохнув взвесь металлов, — объясняет завотделением реанимации и интенсивной терапии острой почечной и полиорганной недостаточности Андрей Шмигельский.

Надеемся, у этой истории будет счастливое завершение. Как и в случае с 33‑летней гомельчанкой, два месяца находившейся в реанимации и 46 дней — на ИВЛ. У нее был тяжелый менингит, заражение крови, отказали почки. На таком фоне случилось кровотечение с обширным повреждением головного мозга.

— К нам за помощью обратились гомельские коллеги, — продолжает Ольга Светлицкая. — Никогда не отказываем регионам в просьбах принять тяжелых пациентов. Спасали молодую маму всеми силами, учили заново ходить. Ушла от нас на своих ногах и в ясном сознании.

Бдение днем и ночью

Для спасения пациентов в клинике высокоточное оборудование и золотые руки врачей. Пример такого симбиоза — рентгенэндоваскулярные вмешательства в ангиографической операционной.

— Экстренная помощь при инфарктах и инсультах — тоже наш профиль, — обращает внимание заместитель главврача по медчасти Юлия Шабалина. — Для лечения сложной патологии (которая, к сожалению, молодеет) у нас два ангиографических кабинета. Время от поступления больного до операционного стола благодаря команде профессионалов составляет всего 5 — 7 минут. Только за последний год прооперировали 2700 человек.


За кровоснабжением сердца на мониторе наблюдает заведующий рентгеноперационным отделением эндоваскулярной хирургии Дмитрий Демидович:

— Проведение вмешательств на современном оборудовании позволяет пациентам восстановиться в кратчайшие сроки. Ангиографы у нас универсального класса, с помощью их оперируем любые участки артериального и венозного русла.


Каждый день в приемном отделении БСМП 200 — 250 пациентов. Их непрерывно привозит скорая, направляют поликлиники. Часто люди обращаются сами. Цветовые кодировки помогают определить очередность приема, объясняет Ольга Светлицкая:

— К примеру, если скорая доставляет больного без сознания или в крайне тяжелом состоянии, присваиваем ему красную кодировку — встречаем на пороге больницы и сразу направляем в операционную или реанимационный зал. Зеленая кодировка — амбулаторный прием, то есть пациенты, обратившиеся самостоятельно. Но и им может понадобиться экстренная помощь. Все надо учитывать, поэтому в зоне ожидания планируем закрепить отдельного медработника, который будет наблюдать за пациентами.


В клинике больше 100 аппаратов ИВЛ, детоксикационные приборы, мультифильтраты для очистки крови, лапароскопические и нейрохирургические стойки, уникальное реабилитационное оборудование.  
К примеру, на вертикализаторы помещают людей даже в коме — и они ходят. Это делают для того, чтобы импульс от конечностей поступал в мозг и неповрежденные его участки брали на себя двигательную функцию.

Лечение экстренных пациентов часто требует переливания крови. В БСМП есть городской центр трансфузиологии, где хранится достаточное количество компонентов крови. Это делает клинику автономной при чрезвычайной ситуации. За сутки здесь проходит 50 — 60 операций, говорит заместитель главного врача по хирургической части Игорь Шиманский. И добавляет: «Мы делаем все, чтобы помочь каждому пациенту».


basikirskaya@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter