Эксперимент в Боровлянах: если он удастся, все областные больницы обзаведутся собственными вертолетными площадками

Медицина высокого полета

Проблему экстренной доставки тяжелобольных в Минской областной больнице решат с помощью авиации: на территории клиники скоро появится вертолетная площадка. Строительство таких объектов возле крупных клиник — инициатива Государственного секретариата Совета Безопасности. О подробностях узнала корреспондент «Р». Серьезные аварии, тяжелые производственные и бытовые травмы, инфаркты и инсульты — вот далеко не полный перечень причин, по которым людям может экстренно понадобиться квалифицированная медицинская помощь. К сожалению, в районных больницах техническая база не такая продвинутая, как того хотелось бы, и предоставить пациентам необходимое лечение они могут не всегда. Встает вопрос о срочной транспортировке тяжелобольных в центральные клиники. Однако дорога в Минск, например, из отдаленных сел Любанского района у машины скорой помощи займет не менее двух часов — и это при условии хорошей погоды и свободной трассы. Между тем при спасении человеческой жизни или хотя бы сведении к минимуму последствий аварии, инсульта важна буквально каждая минута. Проблему доставки пациентов в больницу могла бы решить авиация. А для ее использования нужны оборудованные площадки.


— Вертолетная площадка — это не просто участок в поле! — говорит Сергей Трусов, председатель комитета по архитектуре и строительству Миноблисполкома. — Хотя вертолет может сесть практически в любом месте. Но ведь мы живем не в условиях боевых действий. Следует заботиться в первую очередь о безопасности больного, медиков, которые его сопровождают, и пилотов. 

«Парковка» для вертолета должна отвечать всем требованиям гражданской авиации. Площадку оградят забором со шлагбаумом и контрольно-пропускным пунктом, установят хорошее освещение, обязательно оснастят шумозащитным экраном, средствами связи, метеорологическим оборудованием, которое показывает направление и скорость ветра. Заходы на посадку должны быть максимально безопасными, ведь поселок Боровляны, где находится областная клиническая больница, — это жилой и довольно густонаселенный район. Словом, вертолетная площадка — серьезное сооружение, которое требует проработки многих вопросов.



— Сейчас разрабатывается проектная документация. Когда она будет готова, когда определится подрядчик и станет известен источник финансирования — приступим к строительству, — заключил Сергей Иванович. 

Специалисты УКС Минобл­исполкома, который и является заказчиком объекта, считают, что возведение площадки начнется не раньше весны. 

Подобная площадка может появиться у МОКБ.

— Мы проектировали ее под самую востребованную модель, которая есть у МЧС, — это вертолет МИ-8, — говорит Сергей Саванович, заместитель генерального директора УКС. — Под машину такой грузоподъемности асфальт не положишь — вы же видели, летом на дорогах образуются колеи от автобусов и троллейбусов. Здесь нужно, во-первых, прочное армирование, во-вторых, бетонное покрытие около метра толщиной. А для укладки бетона требуются определенные погодные условия. Можно оградить и подготовить строительную площадку, но бетонирование зимой производить нецелесообразно. Чтобы раствор должным образом затвердел в мороз, нужен электропрогрев, а он вызовет серьезное удорожание проекта. Приступим к его реализации, возможно, в марте. При достаточном финансировании справимся месяца за три…

При необходимости вертолетной площадкой смогут пользоваться несколько медицинских учреждений
Фото dsumonprox.appspot.com


На месте, которое планируется под вертолетную «парковку», пока что растут деревья. Но выбор его кажется практически идеальным. Здесь, между елочек, проводит небольшую экскурсию Дмитрий Высоцкий, заместитель главного врача МОКБ по хозяйственной работе: 

— Площадка выбрана в 150 метрах от терапевтического корпуса, то есть за пределами санитарной зоны и в то же время на территории больницы. Это значит, не нужно будет тратить время и усилия на выделение клинике дополнительного участка. Планируемые размеры — 75 на 75 метров. Обязательно наличие двух подъездных путей: основного и запасного. Неподалеку от нас находятся РНПЦ детской онкологии, гематологии и иммунологии, РНПЦ онкологии и радиологии, госпиталь для ветеранов, детская областная больница. При необходимости пользоваться вертолетной площадкой смогут все эти лечебные учреждения.

Некоторым пациентам необходима срочная помощь высококвалифицированных специалистов.


Из всех корпусов клиники ближе всех к вертолетной площадке стоят самые важные для экстренных больных — терапевтический, в котором размещается и нейрохирургическое отделение, а также хирургический.

— Использование вертолетов целесообразно и при перевозке донорских органов, — считает Виталий Новицкий, помощник министра МЧС. — Ведь там тоже счет идет на минуты. Ранее мы доставляли их в аэропорт «Минск-1». Сейчас этот аэродром закрыт, так что вертолетные площадки при больницах были бы весьма актуальны. Наши пилоты обучены и готовы приземляться в черте города. 

Сооружение вертолетной площадки на территории Минской областной больницы — пилотный проект. Если он зарекомендует себя положительно, то и при других крупных клиниках появятся вертолетные «аэродромы».

nevmer@mail.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter