Традиционные СМИ не только не теряют позиции — они обрели новое, цифровое дыхание

Медиашкала общественного барометра

15 лет назад Всемирная газетная ассоциация (ныне газетная и новостная ассоциация WAN-IFRA) неожиданно зафиксировала рост глобального тиража печатных газет — на 9,95 процента. При этом к 2007 году, то есть ко второй половине десятилетия активного развития и расширения сети интернет, количество ежедневных газет на планете впервые в истории превысило 10 тысяч наименований, число же продаваемых ежедневно их экземпляров превысило 450 миллионов. Разумеется, с тех пор эти цифры не раз менялись, но всегда оставалось главное: не раз звучавшие прогнозы о скорой и неминуемой смерти традиционных СМИ оказались весьма опрометчивыми.

Сила традиций — в их правде

Об этом говорят и результаты презентованного на этой неделе Институтом социологии НАН исследования «Патриотические ценности населения Беларуси», проведенного с 28 февраля по 17 марта текущего года. Факт, что в подборке источников для получения внутрибелорусской информации пресса (печатные СМИ) обогнала социальные сети и мессенджеры, видится весьма симптоматичным. Директор Института социологии НАН Николай Мысливец поясняет:

— Говоря о формировании тех или иных ценностей, мы понимаем, что эта информация приходит из определенных источников. В топе оказались телевидение и интернет-ресурсы… Пресса, социальные сети, общение с коллегами, мессенджеры — примерно каждый шестой или седьмой белорус назвал именно эти источники в качестве основных.

Если говорить серьезно

Причину непотопляемости традиционных СМИ и возврата общественного интереса к ним эксперты медиасферы объясняют тем, что у «новых медиа» до 99 процентов сообщений не имеют серьезного содержания. В них зачастую короткие видео, снимки с мест происшествий, сжатые до примитивизма комментарии, нацеленные на хайп.
В результате сложилась парадоксальная ситуация: при безграничном во всех смыслах доступе к информации стал наблюдаться и шириться дефицит этой самой информации — проверенной, полезной и правдивой.
Неудивительно, что в последние годы даже возник новый, довольно неожиданный тренд: возвращение некоторых изданий, изначально существовавших только в интернете, к традиционному для СМИ печатному виду. Так, пишущий о моде портал style.com начал выпускать бумажный журнал. В России аналогичным образом поступила интернет-газета «Маркер», наладив печатное приложение в одной из федеральных газет. А в Беларуси известный телеграм-канал «Желтые сливы», заблокированный иностранными платформами в июне нынешнего года, наладил выпуск печатного издания.


Впрочем, помним мы и другое. Лето 2020‑го, когда основной удар разогретой эмоциями, кураторами, алкоголем и экстремистами толпы был направлен на силовиков и два минских телецентра. Помним граффити с угрозами, появившиеся у Дома прессы, в котором работают редакции всех центральных газет, и наша в том числе. Помним грязный поток проклятий, провокаций и угроз, обрушившийся и на госСМИ, и на их журналистов. И понимаем, что даже это — свидетельство силы и влияния государственных медиа. Не позволяющих черным политтехнологам овладеть монополией на информацию, на правду.
Отсюда вывод: нужен не отказ от традиционных СМИ и классической журналистики, а грамотный симбиоз печатной прессы с новыми веяниями. Цифровизация медиа не несет печатным СМИ смерть, она скорее дает уникальные возможности для завоевания новых территорий и реализации новых задач.

Средство доставки

А задачи эти в том числе и чрезвычайно важные. Хотя бы исходя из необходимости эффективно защищать внутреннее информационное пространство, отметил в проекте «Экспертная среда» информационного агентства БЕЛТА политолог Вадим Боровик:

— Формирование правильного мышления внутри общества — это возможность обеспечить безопасность нации, право на ее жизнь и существование. Что делали наши конкуренты? Они изнутри уничтожали основы, на которых выстраивались социальные связи в обществе. Нам выгодно создать ту систему ценностей, которая не будет искусственной.

Не просто выгодно — необходимо! — добавлю от себя. Впрочем, Вадим Боровик, комментируя результаты социсследования, именно об этом и говорит:

— Мы должны построить эффективную социальную и политическую систему, которая позволит нашему обществу развиваться, конкурировать на международной арене и отстаивать свои национальные ценности. Во время избирательной кампании мы понимали, что нас обыгрывают в интернете. А теперь они (западные сетевые платформы. — Прим. ред.) вообще выключают наши СМИ. Мы научились работать в интернете, у нас были конкурентные каналы, но интернет-платформы контролируем не мы. Понимаете, в чем проблема? Сегодня наши телеканалы в любой момент могут отключить.

Подобные угрозы в самом деле раздаются все чаще. Поэтому эксперт убежден:
— У нас могут быть хорошие «снаряды», умные эксперты, но нужно иметь и средства их доставки. Мы должны эффективно защищать внутреннее информационное пространство, как это делает Китай. В ближайшее время с использованием ресурсов Союзного государства мы должны создать замещающие платформы, которые позволят нам эффективно работать с массовым сознанием на нашем культурном пространстве.

Ирина ЛАШУК, завкафедрой экономической социологии и психологии предпринимательской деятельности БГЭУ:

– Я хотела бы отметить сегодня усиливающуюся роль социологии в обществе. На самом деле мы наконец поняли, что необходимо изучать общественное мнение, отслеживать социальное настроение людей и понимать, что они думают. Именно социология дает такие возможности. Социсследования могут стать связью между государством, государственными органами и простыми людьми, которые живут в нашем обществе.

КСТАТИ

Цифровизация как стимул для развития

В исследовании «Мировой рынок печатных СМИ в 2021 году: влияние COVID-19 и восстановление до 2030 года», подготовленном аналитической группой ReportLinker, отмечается, что если в 2020 году объем мирового рынка печатных СМИ составлял 287,87 млрд долларов, то в 2025-м он достигнет 342,81 млрд долларов. Аналитики обнаружили, что новые технологии не только не убили печатные СМИ, но и выступили стимулом для их развития. Дело в том, что рост популярности соцсетей и, соответственно, увеличение объема доступных данных о потребителях стимулируют развитие газетной и журнальной индустрии: у издателей появляется возможность более глубокого понимания интересов своих читателей. В результате редакции печатных СМИ в последние годы вкладывают значительные средства в «цифровую социологию». 

osipov@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter