История жизни майора милиции в отставке Павла Латко, награжденного медалью "За отвагу"

Медаль из «алмазного» фонда

Одних людей судьба делает гибкими, как пластилин, а других твердыми, как алмаз. Такой характер, не дающий успокоиться и остановиться на достигнутом, у майора милиции в отставке Павла Латко.
В жизни каждого человека есть грани: острые моменты, яркие победы, горечь и тоска о прошедшем. Только одних людей судьба делает гибкими, как пластилин, а других твердыми, как алмаз. Такой характер, не дающий успокоиться и остановиться на достигнутом, у майора милиции в отставке Павла Латко. Он — герой очередного выпуска нашей рубрики «Боевая награда», повествующей о сотрудниках силовых структур Беларуси, совершивших героические поступки в наши дни.

latko.pngСАМЫЕ первые воспоминания из детства: его, трехлетнего мальчишку, привязывают к коню, учат ездить верхом. Немного страшно, но так здорово! Глаза мальчишки искрятся счастьем! А вот дома на стене в рамках фотографии двух дедов — Ивана и Павла — донских казаков, награжденных каждый двумя Георгиевскими крестами. Они храбро сражались в Первую мировую войну. Даже в мирное время у них дома на стене висели шашки, сабли, а кони всегда стояли под седлом наготове. О дедах маленькому Паше часто рассказывает отец. А брат Виктор, служащий в вертолетном полку, не раз берет шестилетнего мальчишку полетать.

Потом — новый жизненный этап. Учеба в средней школе № 1 Жодино, где Павел записывается в военно–патриотический кружок, — ему нравится оружие и даже строгая дисциплина. А дома он старается не пропустить ни одной передачи об армии. И любимая игра у него «Зарница», а во дворе и школе мальчишка в любой момент готов драться за справедливость. Уже с детства Паша готовится к армии, интересуется всем, что с ней связано.

После окончания школы юноша очень хочет попасть в морскую пехоту, но отбор туда очень жесткий и ему отказывают (не хватает нескольких сантиметров роста) и по комсомольской путевке собираются направить в погранвойска на таджикско–афганскую границу. Судьба распоряжается по–иному: в 1984–м Павел попадает в войскаособого назначения в Чехословакию. Здесь в в/ч 75157 в режиме особой секретности готовят переводчиков для ГРУ, поэтому в часть отбирают парней с отличной физической формой, великолепно владеющих иностранным языком. Всем наукам их обучают офицеры, прошедшие Афганистан.

Обстановка и точно боевая. Первый раз свист пули Павел услышал, когда служил в карауле. Замерзший, он подошел к «секретке», чтобы сообщить в караулку, что все в порядке. Когда наклонился к телефону, пуля пролетела над головой, попала в стену. На секунду онемев от испуга, он набрал нужный номер, сообщил, что его бстреляли.  Часть поднялась по тревоге. Это была диверсия.

Благодаря армии, солдат многое узнал о службе в спецподразделениях, можно было остаться в Чехословакии на сверхсрочную службу, но очень уж хотелось на родину.

После дембеля поступает в Белорусский национальный технический университет. Позже узнает, что в Жодино есть спецрота при ЛТП № 7. Павел захотел устроиться туда на службу. Тем более что с физической формой у парня все в порядке: занимался греблей, самбо, боксом. Но оказывается, что мест пока нет, нужно ждать. А пока Павел устраивается на гражданскую работу, женится. Через 4 года получает приглашение на работу, на которое соглашается не раздумывая.

latko2.png


Вскоре ЛТП стал СИЗО № 8, где сформировался спецвзвод. Для перепрофилирования сотрудников пенитенциарного учреждения отправили в Минск. Кроме общей подготовки, начались еще и занятия рукопашным боем. Один из инструкторов, отметив огромное желание Павла Латко служить в спецподразделении, помог договориться, чтобы ему устроили отбор в спецназ внутренних войск «Беркут».

Пройдя жесткие испытания, Павел почти год ждал перевода из СИЗО. А однажды после суточной смены на службе приехал в «Беркут», чтобы уточнить, когда приходить вновь, чтобы сдавать зачеты. И вдруг сотрудник «Беркута» предложил сразу же начать экзамен по рукопашному бою (три раунда с тремя сотрудниками спецназа по три минуты). Зачеты по физической подготовке парню разрешили не сдавать, ведь он их успешно прошел всего год назад.

И вот Павел на ринге. Все противники превосходят его по весу и росту, но с последним пришлось тяжелее всего. Но все же Павел не сдавался и выстоял, в 1996 году его приняли служить в «Беркут».

Со временем «Беркут» стал отрядом милиции специального назначения в структуре МВД. Молодые спецназовцы сами разрабатывали боевую тактику и стратегию, дружили со всеми элитными подразделениями, приглашали специалистов на тренировки, учились, искали свой путь, и со временем дошли до уровня, когда стали подразделением по борьбе с терроризмом «Алмаз». В 90–е годы молодой «Алмаз» боролся с рэкетом, было множество выездов, но бойцы с энтузиазмом включились в работу. В то время командиром был Николай Карпенков. Выходец из «Беркута», он смог оценить труд каждого бойца, подходил к подчиненным с уважением, за что многие бойцы ему благодарны и сейчас.

Среди них Павел Латко, награжденный в 2004 году медалью «За отвагу». Мой собеседник вспоминает операцию, за которую получил награду. В ней он участвовал вместе с товарищами и командиром.

latko3.png


...В начале 2000–х комитет по борьбе с организованной преступностью старательно разрабатывал операцию по захвату банды братьев Давыдовских, «прославившейся» грабежами в Минске. Были на бандитах и трупы: орудовали особо цинично, издеваясь над жертвами и убивая людей на глазах у близких.

Более 50 суток группа бойцов «Алмаза» находилась в засаде на квартире, куда должны были прийти преступники. Работала и группа прикрытия. Неожиданно братья поменяли планы и пошли на другую квартиру. Направилась туда и группа прикрытия. Тем временем бандиты подошли к квартире, но не решились туда войти, что–то их спугнуло. Звериное чутье подсказало: надо уходить.

Алмазовцам пришлось начать захват. Преступники стреляли. Вооружены они были пистолетом Макарова с глушителем, пистолетом, переделанным из газово–дробового, и гранатой. Напарник Павла Латко Иван Сафин взял на себя старшего брата, вступив в схватку, не давая выстрелить из пистолета с глушителем. А младший брат стал убегать по лестничным пролетам, отстреливаясь от преследовавшего его сотрудника. На выходе из подъезда он столкнулся с бойцами «Алмаза» и, отстреливаясь, начал прорыв.

Перед спецназом стояла задача: взять преступников живыми. Когда бойцы преследовали младшего Давыдовского, неожиданно из укрытия появился Латко. Решил отвести огонь от офицеров. Преступник с расстояния примерно 10 метров сделал пять выстрелов в голову Павла, но опытный спецназовец увернулся. Шестой выстрел пришелся уже в потолок, когда убийцу задерживали. В левой руке он зажал гранату, упал на левый бок, поэтому воспользоваться гранатой не мог, руку, когда падал, придавил корпусом. В таком положении его зафиксировал Латко. А напарник Александр начал обыск бандита, нащупал в его кармане гранату. Латко крикнул, чтобы все уходили, и вместе с напарником они аккуратно изъяли у младшего Давыдовского РГД–5.

latko4.png


Тем временем старший брат, вырываясь и понимая, что пистолетом воспользоваться не удается, пытается ударить Сафина ножом в бронежилет, но тот уворачивается, и нападающий попадает ножом себе в бок. Давыдовских задерживают, старшему медики оказывают помощь. Потом, не дождавшись суда, старший Давыдовский покончит с обой, а младшего суд приговорит к пожизненному заключению.

...В те неспокойные годы помощь бойцов «Алмаза» была особенно востребована. Отряд много работал, рисковал, но люди знали, на что шли. А благодаря подготовке и аналитическому складу ума командира Карпенкова боевых потерь среди бойцов не было.

Рэкетиры часто захватывали заложников, требовали выкуп. За участие в одной из операций Павел Латко награжден юбилейной медалью «80 лет МВД».

Мой собеседник вспоминает: «Перед началом опасных операций командир вызывал к себе сотрудников, объяснял, какой существует риск, спрашивал: согласны ли они. Последнее слово всегда оставалось за бойцами».

Майор Латко с теплом говорит о тех, кто служил при становлении отряда, рассказывает, как строилась база, как бойцы делились друг с другом всем, что имели. Было трудно: боевые командировки по всей Беларуси, опасные операции, жизнь в полевых условиях. Служба Павла в «Алмазе» продолжалась до 2012 года.

latko5.png


Павел Латко говорит мне, каким должен быть настоящий спецназовец: «Скромность и трудолюбие — главные черты бойца. Не каждому дано быть спецназовцем, немногословным, идущим первым, тружеником, не ждущим наград, постоянно совершенствующимся, у которого есть настоящие друзья».

Ныне Павел Латко работает в Центре спецподготовки БФСО «Динамо» — передает свой опыт молодежи, среди которой, как и прежде, есть бойцы, для которых служба в спецназе — образ жизни.

Наталья ПАХОМОВИЧ

Фото из личного архива Павла ЛАТКО

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter