В прошлом году в Минске прошли 137 ярмарок для наших пчеловодов

Мед влип в историю

Пчеловоды советуют быть внимательными: на рынок попадает и недоброкачественный товар
В последнее время во дворцах искусств, культуры и даже в музеях страны в буквальном смысле медом намазано. Здесь с завидным постоянством проходят сладкие ярмарки. Цены – привлекательные. Правда, наши пчеловоды советуют быть внимательными: на внутренний рынок попадает и недоброкачественный товар.


С проблемой в ряде заинтересованных органов знакомы не понаслышке. Недавно в Минторге даже провели  совещание, чтобы совместно выработать стратегию. Взять, допустим, порядок проведения частных ярмарок, на которых чаще всего и запасаются  медом наши граждане. Сегодня, как ни забавно это звучит, он произвольный. Местные органы власти зачастую узнают о проведении того или иного подобного мероприятия из СМИ. Впрочем, в Минторге заметили, что проблема эта касается не только продажи меда, но и других товаров. А значит, ведомству предстоит работа над правилами торговли в этой части.

Пока же получается так, что проконтролировать качество меда, продаваемого во дворцах культуры, сложно. Кирилл Глущенко, замначальника Госветинспекции Департамента ветеринарного и продовольственного надзора Минсельхозпрода, объясняет это тем, что ветслужбы могут проверить только продукцию на рынке, а также непосредственно от наших производителей и импортеров. Последние, кстати, в прошлом году ввезли в страну всего 263 тонны меда – из Молдовы, Украины, Турции, Греции. Куда сложнее дело обстоит с партнерами по Таможенному союзу. В теории, чтобы привезти к нам пчелиный продукт, тамошние производители должны быть в специальном реестре, получить ветсертификат на каждую партию отгружаемого товара и пройти экспертизу у наших ветеринаров. На практике из-за открытых границ российский мед тоннами привозится к нам на ярмарки. Схема проста: у наших пчеловодов берут документ, что купили у них, например, 200 килограммов, а потом под видом этих 200 продают уже две тонны привозного в основном синтетического от неизвестных поставщиков – учет-то никто не ведет. При этом для нашего сладкого продукта нужен всего паспорт пасеки с отметкой о здоровье пчел. 

— Мало того, что мы видим дешевый подсолнечниковый, так его еще и называют липовым, гречишным, луговым. Из-за его низкой цены наш продукт получается неконкурентоспособным, а из-за высокой стоимости аренды двух столов на ярмарках, когда за них нужно отдать миллион в день, пасечникам приходится искать покупателей самостоятельно, по друзьям-знакомым или закрываться. Что многие и делают, — делится со мной наболевшим руководитель  Союза белорусских пчеловодов Михаил Холодинский. И предлагает чаще организовывать государственные ярмарки.

Но будут ли они востребованы? Начальник отдела торговли и услуг ГУПР Мингорисполкома Тамара Тихонова привела свои аргументы: 

— В прошлом году в Минске мы провели 137 ярмарок для наших пчеловодов. Но желающих поучаствовать было мало. Хотя и реклама была обеспечена, и места бесплатные. Разве что контроль со стороны экспертов жесткий, как на рынке. Может, поэтому и боятся ехать? 

В любом случае, по словам Тамары Тихоновой, пространство найдут для всех продавцов. Заняли бы они то, что уже есть. На «Комаровке», например, из 14 мест, созданных для продажи меда, ежедневно пустуют 8—9. На других рынках города похожая ситуация. 

Тем временем председатель Республиканской ассоциации по пчеловодству «Пчела и Мед» Андрей Шушеначев разводит руками: начиная с 2011 года сладкая сфера переживает массовые сокращения. Сейчас в стране насчитывается 217 тысяч пчелосемей. Из них только 35 тысяч — в ведении сельхозорганизаций и предприятий. Суммарно пасеки в прошлом году получили 2,75 миллиона килограммов меда. Или примерно по 300 граммов на каждого белоруса. Чего, по оценкам Шушеначева, мало: ежегодное потребление каждым из нас вкусного продукта в среднем составляет примерно килограмм-полтора. А значит, без привозного пока не обойтись. Но и бесконтрольно продавать его тоже не выход. 

В Минторге, со своей стороны, видят несколько путей решения проблемы. По одному из них, следует запретить продажу в местах, где санитарные и ветврачи не могут проверить продукт. По другому – прописать на подобных мероприятиях обязательное присутствие экспертов. По третьему – взять проведение ярмарок под свое крыло. Пока варианты обсуждаются, ряд ведомств подумывает о мониторингах и проверках. 

Нормативных документов достаточно, считают в Союзе белорусских пчеловодов. Единственное, их надо привести в действие. Разве что еще написать отдельные стандарты по разновидностям меда. 

— И создать реестр производителей. Он вписывается в концепцию кодового пространства, где находятся все животноводы, владельцы перерабатывающих предприятий и иные поставщики продуктов животного происхождения. Мы как раз работаем над внедрением национальной системы идентификации и прослеживаемости животных и продуктов животного происхождения. Вносим информацию в реестр о количестве пчелосемей — получаем гипотетически возможное количество меда, которое может поступить на рынок. Дело — за учетом проданного, — предлагает технический директор Межотраслевого научно-практического центра систем идентификации и электронных деловых операций НАН Геннадий Волнистый. 

Перечисленные варианты эксперты считают программой-минимум. От ее выполнения и будет зависеть, какой мед будут у нас продавать. Полезный или вредный?

m_druk@mail.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter