Наше благополучное и благоустроенное сегодня не появилось само собой. Оно создано напряженным трудом поколений белорусов, которые из руин восстановили республику, разрушенную в годы войны

Мечта, восставшая из пепла

Мы зачастую воспринимаем уровень и качество нашей жизни как должное, а потому порой и не ценим: привыкли. К широким и чистым столичным проспектам, кварталам новостроек, новым станциям метро, возведению АЭС. К тому, что от просторного нового вокзала комфортные электрички «Штадлер» домчат точно по расписанию. 

Но важно помнить: наше благополучное и благоустроенное сегодня не появилось само собой. Оно создано напряженным трудом поколений белорусов, которые из руин восстановили республику, разрушенную в годы войны.

На момент освобождения в центральных районах Минска осталось около 70 неразрушенных зданий, остальные представляли собой груды развалин.

«Адновiм цябе, родны Мiнск!» 

Летом 1944 года в результате стратегической наступательной операции «Багратион» — тщательно спланированной и блестяще проведенной, — Красная Армия наступала стремительно, освобождая белорусские города один за другим. К концу июля республика была полностью очищена от гитлеровских оккупантов. 

В первые июльские дни войска 1-го и 3-го Белорусских фронтов совместно с войсками 2-го Белорусского и 1-го Прибалтийского фронтов замкнули кольцо окружения вокруг Минска. В котле оказалось более сотни тысяч немцев. 3 июля Минск был освобожден. Минчане, а их осталось в городе всего 37 000 (из довоенных почти 250 000), встречали освободителей цветами. В одном из документов той поры это описывается так: «Танки были больше похожи на огромные букеты цветов, а не на грозные боевые машины».

Город лежал в руинах, многие дома горели. На момент освобождения в центральных районах Минска осталось около 70 неразрушенных зданий, остальные представляли собой груды развалин. Предместья и окраины пострадали меньше. Советские саперы разминировали, спасли от взрыва десятки зданий, подготовленных к уничтожению. 

Масштаб разрушений был столь огромен, что обсуждался вопрос о целесообразности восстановительных работ в белорусской столице. Были предложения отстроить новый город в нескольких километрах от руин старого разрушенного Минска. Но все же позиция возродить столицу республики на ее прежнем месте одержала верх. Не хватало всего: стройматериалов, техники, рабочих рук.

В те годы напряженным трудом всей республики было восстановлено разрушенное, заложен прочный фундамент белорусской национальной государственности, который стал надежной основой строительства суверенной Республики Беларусь.

Задачу обеспечить стройки возложили на оперативно созданный трест по разборке разрушенных зданий и восстановлению строительных материалов. Каждый совершеннолетний минчанин должен был отработать на разборе руин 15 часов в месяц, отработка заносилась в «Индивидуальную книжку участника восстановления Минска», ее выдавали райисполкомы. Также регулярно проводились субботники и воскресники.

Вскоре в Минске началось строительство нескольких жилых районов, крупнейшими из которых стали поселки минского тракторного и автомобильного заводов, разворачивалось индивидуальное жилищное строительство. 

Документальная точность

Расследованием злодеяний оккупантов и выяснением размеров ущерба, причиненного ими, в Беларуси с начала 1944 года занималась Чрезвычайная государственная комиссия по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков (ЧГК). Она строила свою работу на основе документов, свидетельств очевидцев, обследования на местах. 

По оценке ЧГК, прямой материальный ущерб, нанесенный Беларуси оккупацией, исчисляется в 75 млрд рублей (в ценах 1941 года), что в 35 раз превышает бюджет республики 1940 года. На белорусской земле немецкие захватчики сожгли, разрушили и разграбили 209 из 270 городов и районных центров (на 80–90 процентов были разрушены Минск, Гомель, Витебск), 9200 деревень. Страшным символом преступлений гитлеровцев стала деревня Хатынь, сожженная вместе со всеми жителями. Ее судьбу разделили еще 618 сельских населенных пунктов, 188 из которых уже никогда не были восстановлены.

Экономика республики по промышленным и энергетическим мощностям была отброшена на уровень 1913 года. Оккупанты уничтожили или вывезли в Германию 10 338 промышленных предприятий, включая все крупные электростанции. Было разрушено 10 000 колхозов, 92 совхоза, 316 машинно-тракторных станций. Варварски уничтожались и расхищались учреждения культуры и науки, здравоохранения, образования. По данным ЧГК, были разграблены десятки музеев, в Германию вывезли многие произведения искусства. Только небольшая часть похищенного была возвращена Беларуси.

Каждый совершеннолетний минчанин должен был отработать на разборе руин 15 часов в месяц, отработка заносилась в «Индивидуальную книжку участника восстановления Минска».

Магистральные направления

Восстанавливать разрушенное пришлось практически с нуля: действовало лишь 2 процента довоенных энергетических мощностей, огромные потери понес транспорт. Именно на них и был сделан упор: необходимо было доставлять грузы на фронт, давать энергию предприятиям, где ремонтировали танки, САУ и другую технику. Фашисты, отступая, планомерно разрушали железную дорогу: взрывали рельсы, мосты, вокзалы и водокачки, уничтожали пути — к сцепке из двух паровозов прицеплялся специальный плуг, который ломал шпалы, как спички, в спираль сгибались рельсы. 

Восстановление железных дорог шло на первых порах по временным схемам: большинство двухпутных направлений «перешивалось» под один путь, использовались разнотипные рельсы и их фрагменты. Оперативно возводились мосты, на станциях укладывалось минимально необходимое количество путей по схеме, обес­печивающей нормальное движение поездов.

Занимались этим подразделения управлений военно-восстановительных работ (УВВР) фронтов, которые шли следом за наступающей Красной Армией. Для ускорения работ массово привлекалось местное население. Задачи же окончательного возрождения транспортного хозяйства возлагались на специально создававшиеся управления строительно-восстановительных работ НКПС СССР. Действовали Оршанская и Витебская оперативные группы будущих строительно-восстановительных участков. Такие оперативные группы работали на станциях Гомель, Кричев и Новобелицкая. Остро не хватало стройматериалов, транспорта, горючего, механизмов, инструмента. Вместо дефицитных кровельного железа и рулонной кровли использовали остатки материалов от взорванных и сгоревших зданий. На местах вели сварку взорванных рельсов и креплений стрелочных переводов. Но на многих километрах пути лежали короткомерные рельсы и обрубки длиной от 3 до 9 метров.

Уже в начале 1945 года было восстановлено и сдано в эксплуатацию более тысячи объектов, в том числе 9 паровозных депо и мастерских, 47 мостов. Вновь отреставрированы и отстроены десятки служебно-технических зданий, вокзалы на станциях Добруш, Новобелицкая, Закопытье, Рогачев, Быхов, Коммунары, Белынковичи, Кричев, Чаусы, Луполово, сортировочная горка в Гомеле, паровозные депо Витебск и Минск, первая очередь электростанции и 3 электроподстанции Минского узла. 

Общая протяженность железных дорог на территории Беларуси составляла в конце 1945 года 5013 км, или 87 процентов довоенной. Вошли в строй капитально восстановленные мосты через Березину у Бобруйска, через Сож у Гомеля, через Днепр у Речицы. Для постоянной эксплуатации были сданы паровозное депо Жлобин, электростанции в Минске и Орше, вокзалы на станциях Руденск, Сураж, Зябровка, Городня, Веремейки, Шклов. 

По решению VIII сессии Верховного Совета республики, состоявшейся в сентябре 1946 года, предусматривалось до конца 1950 года полностью завершить капитальное восстановление двухколейных магистралей Москва — Минск — Брест, Москва — Минск — Калининград и ряда других основных линий со всеми искусственными сооружениями и хозяйственными объектами. За пятилетку предстояло уложить новые рельсы более чем на 3000 км пути с частичным или полным восстановлением всего верхнего строения. Эта задача была выполнена: введенные тогда в строй железнодорожные линии отличались лучшей технической оснащенностью: строили с заделом на будущее.

По оценке ЧГК, прямой материальный ущерб, нанесенный Беларуси оккупацией, исчисляется в 75 млрд рублей (в ценах 1941 года), что в 35 раз превышает бюджет республики 1940 года.

Энергия созидания

После освобождения Беларуси мощность ее электростанций составляла всего 3,4 МВт. Во втором полугодии 1944 года в БССР начали работать 72 электростанции, которые обеспечивали энергией восстановленные фабрики и заводы, артели и мастерские. В некоторых местах для этого приходилось использовать энергопоезда.

Энергетикам понадобились героические усилия, чтобы восстановить и превысить довоенный уровень установленной мощности электростанций и производства электроэнергии. И это они смогли сделать: в подчинении созданного в 1957 году Управления энергетики Совнархоза БССР находилось уже 16 электростанций, высоковольтные воздушные сети с областными участками, различные специализированные предприятия. 

Ударные шаги пятилеток

Постепенно Беларусь оправлялась от тяжелых последствий войны. В 1947 году была отменена карточная система распределения продуктов. В 1949 году завершилось переселение людей из землянок в благоустроенные дома, но жилищный вопрос еще долго оставался очень острым.

Уже к 1949 году полностью была восстановлена сеть учреждений здравоохранения. За короткий срок было создано 252 детских дома, в них воспитывалось около 27 000 детей. Более 31 000 сирот разместили в семьях.

В первую послевоенную пятилетку (1946–1950) главной задачей стало достижение довоенного уровня экономики и дальнейшее ее развитие. В 1950 году восстановление народного хозяйства Беларуси завершилось: валовой внутренний продукт страны сравнялся с довоенным. Однако структура промышленности качественно изменилась: машиностроение и металлообработка стали ведущими отраслями белорусской экономики. 

Пятый пятилетний план развития народного хозяйства БССР (1951–1955) предусматривал дальнейшее развитие республики. За эту пятилетку в Беларуси вошло в строй 150 крупных промышленных предприятий и более 200 средних и мелких. В их числе минские подшипниковый и часовой заводы, радиозавод, завод отопительного оборудования, камвольный комбинат, завод швейных машин в Орше, сахарный завод в Скиделе, Витебская шелкоткацкая фабрика и другие. 

В следующих пятилетках ускоренными темпами развивались приборостроение, электроника, радиоэлектроника, машиностроение. Была введена в строй Березовская электростанция, что дало возможность создать единую белорусскую энергосистему. Начали работу Первый калийный комбинат в Солигорске, Гродненский азотно-туковый завод, Полоцкий нефтеперерабатывающий завод и ряд других крупных предприятий. На карте страны появились новые города, в структуре промышленности — новые отрасли: нефтехимическая, горнодобывающая, радиоэлектроника, точное машиностроение и приборостроение, многие другие. 

В те годы напряженным трудом всей республики было восстановлено разрушенное, заложен прочный фундамент белорусской национальной государственности, который стал надежной основой строительства суверенной Республики Беларусь.

Михаил ГОВОРЕНЬ
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter