Льнозаводы ждут господдержки, льнокомбинат - качественного волокна

Мечта о льняном батисте

Вряд ли кто–то станет спорить, что лен — культура стратегического значения. Мы с вами давно готовы и желаем одеваться в натуральный и комфортный «северный шелк». Страна, в гербе которой есть цветки льна и месяц, названием знаменующий срок его уборки — «кастрычнiк», ну просто не имеет морального права терять статус льняной державы. Но факты — вещь упрямая. Пять лет назад Беларусь занимала второе место в мире по производству льноволокна. Сегодня Франция, Бельгия и Китай в тройке лидеров. Правда, в этом году белорусские льноводы обещают собрать рекордный урожай — 180 тысяч тонн. Но позволит ли это поправить экономику отрасли — большой вопрос.

Перспективы льноводства на днях обсуждались на совещании в ОАО «Пружанский льнозавод», которое посетил Премьер–министр Андрей Кобяков. Хотя, собственно, проблема одна: удельный вес длинного волокна во Франции, Бельгии и Голландии — 65 — 67 процентов, у нас в несколько раз меньше. Отсюда «пляшет» экономика: Пружанский льнозавод от реализации волокна по госзаказу за 7 месяцев получил убыток в 579 тысяч рублей и рентабельность — минус 24,2 процента...

Хотя это предприятие фактически лучшее в стране. Здесь занимаются углубленной переработкой. Кроме льноволокна, производят иглопробивное полотно, льняное семя, костробрикеты, шпагат. После реконструкции мощности с 5,5 тысячи тонн перерабатываемой льнотресты увеличились до 15 тысяч. Нынче они будут загружены. В планах — получить 13 тысяч тонн сырья. Средняя урожайность — 40,6 центнера с гектара. Хороший уровень. 90 процентов выращивается мехотрядом завода. Но средний номер тресты — 1,02 — мог бы быть и выше. Все зависит от земли, технологии возделывания и погоды. Брестская область для выращивания льна, прямо скажем, не самая подходящая. Хотя, как ни странно, обгоняет нынче «льняную» Витебщину и всех остальных.

Качество отечественной льнотресты — больной вопрос для Оршанского льнокомбината. Льнозаводы не обеспечивают его длинным волокном. Поэтому новое оборудование невозможно использовать с заявленной производительностью. Директор предприятия Владимир Нестеренко в Пружанах еще раз напомнил: до 30 процентов волокна закупает за рубежом. Чтобы, к примеру, производить льняной батист (у оршанцев есть такая возможность), нужно волокно 13–го номера. С урожая прошлого года такого сырья не было вообще. А для загрузки технологической цепочки «тринадцатки» нужно не менее 5 тонн. Ну ладно, долгунец сложно вырастить. Но почему льняным шпагатом не тюковать солому? И деньги заводу, и природа не страдает. Сегодня для обмотки тюков сена и соломы используются полипропиленовые шпагаты. В природных условиях период полного их разложения — 150 лет. Следовательно, после использования надо обязательно утилизировать. Возможно, в хозяйствах это и делают, но вечные белые нити у обочин дорог и на опушках лесов встречать доводилось не раз... Возможно, уже в следующем году в Брестской области попробуют вязать тюки льняным шпагатом.

Условия взаимодействия Оршанского льнокомбината и перерабатывающих предприятий должны быть выстроены максимально эффективно. Такую задачу поставил Андрей Кобяков в Пружанах. Пружанский льнозавод станет тестовой площадкой. Не секрет, что нынче льнозаводы выживают только благодаря господдержке. Постановлением Совмина установлены надбавки на льнотресту. Теоретически ничего сверхъестественного в этом нет. В странах Евросоюза субсидии на возделывание льна составляют от 300 до 400 евро на гектар. Важно, чтобы система работала на конечный результат, с которым у нас пока не очень. О надбавках, к слову, представители Пружанского льнозавода высказали свое мнение. Просили внести некоторые коррективы с учетом работы на новом оборудовании. Говорили также о необходимости приведения весовых характеристик поставок льноволокна к европейским стандартам. О госзаказе по короткому льну. О страховых случаях. Разговор получился эмоциональным и конструктивным. В итоге глава Правительства сделал ряд поручений. Дело за главным — все выполнить.

Ведь много внимания уделялось льну и ранее. В начале десятилетия, помнится, стартовала союзная программа «Лён». Ставилась задача увеличить минимум вдвое долю льняной продукции в объеме ВВП Беларуси и России, в три раза — экспорт. Не получилось. Уже несколько лет в Беларуси идут разговоры о создании льняного холдинга. Возможно, это поможет отрасли не только выжить, но и стать прибыльной.

valentinak3@mail.ru
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter