Источник: Знамя юности
Знамя юности

Алексей Вишневский о том, как покорить «Дакар» в 24 года

МАЗы песка не боятся

На завершившемся недавно ралли «Дакар-2020» белорусский гонщик Алексей Вишневский финишировал восьмым. Почетно, но занятое место выглядит еще более значимым, если вспомнить, что Вишневский – самый молодой из тех, кто когда-либо становился участником легендарного ралли в классе грузовиков. Начав штурмовать пески в 24 года, он сегодня близок к тому, чтобы через год всерьез поспорить за место на пьедестале.

Фото vk.com/mazsportauto

–Я до сих пор остаюсь самым молодым пилотом, который когда-либо дебютировал на «Дакаре». Знаю, сейчас голландец Мартин ван ден Бринк активно готовит своего сына, ему нет даже 18 лет. Но пока этот парень ездит в экипаже отца только штурманом или механиком. Со временем он может побить мой рекорд.

– Волнительно быть дебютантом «Дакара»?

– Такие соревнования не выигрываются с первого раза. В нынешнем году на «Дакар», например, пришел чемпион мира в «Формуле-1» Фернандо Алонсо и финишировал только тринадцатым. Не думаю, конечно, что он рассчитывал на победу, но и так далеко оказаться не ожидал. Сергей Вязович к своим нынешним результатам также ехал не один год, хотя были и амбиции, и скорость, и достижения в автоспорте. «Дакар» – очень сложная гонка. Конечно, если задаться целью просто добраться до финиша – это можно сделать уже в первый год. Но это будет очень невысокий результат. Скорости сейчас высоки, к тому же ты всю гонку едешь глазами. На ралли-рейдах невозможно, как в кольцевых гонках или дрифте, изучить трассу, накатать ее, запомнить все повороты и точки торможения. Здесь ты можешь ехать, а через две ямки – обрыв. Да, штурман читает роуд-бук, но пилотирование все равно импровизация. Скажут тебе, например, через 200 метров яма. А ты до этого где-то срезал, проехал чуть иначе, и обрыв этот оказывается перед тобой уже через 50 метров.

– Александр Василевский, единственный из белорусов проехавший на МАЗе девять «Дакаров», рассказывал, что во время первой гонки они просто остановились на гребне, вышли из машины и не могли поверить, что маршрут идет вниз с такого обрыва. У тебя были похожие моменты?

– Первой полноценной гонкой у меня был Шелковый путь. Я тогда заехал в такие пески… Десять километров проехал, смотрю – МАЗ Василевского на боку лежит. Еще немного проехал – КамАЗ Андрея Каргинова в воронку упал. Я просто в шоке был. В голове крутилась одна мысль: как бы отсюда выбраться… Дюны бывают такие, что без опыта с ходу и не поймешь, что с ними делать. Нужно разогнаться, выбрать правильную траекторию и выскочить так, чтобы не вылететь с гребня и не перевернуться. Там ведь обрыв может быть метров 200: не верится, что оттуда вообще спуститься можно. А бывают подъемы, на которые начинаешь подниматься на максимальной скорости, а на вершине тебя уже мотор едва вытягивает.

Алексей Вишневский

– К этому можно привыкнуть или ощущения по-прежнему такие же острые?

– Уже проще: везде был, все прошел. Но с другой стороны, сейчас от нас ждут результат, ошибаться нельзя. Только на пределе. Появляется психологическое давление, мысли перед сном, из-за которых бывает и поспать толком не получается. В команде, если что-то не по плану, также бывают эмоциональные обсуждения, и поругаться можем. Но потом приходим в себя, оцениваем ситуацию и едем дальше. Выдохнуть и разобрать свои ошибки можно только после финиша гонки.

– Твой возраст как-то сказывается на отношении соперников?

– Там это не имеет значения. Если едешь быстро – уважают. Как только удается попасть в топ-10, в тебе начинают видеть угрозу. Сам я, оглядываясь на прошедший «Дакар», вижу, что можно было проехать лучше. Избежать некоторых проблем с навигацией. Знаю, что несколько раз из-за собственных ошибок повредил колеса, потерял время. Восьмое место – не предел возможностей, но это «Дакар». Здесь ты можешь лидировать, а в последний день сойти.

– Сложно стать пилотом грузовика на «Дакаре»?

– Я, например, 10 лет картингом занимался, потом – дрифт. Без подготовки там делать нечего. При этом в Европе после картинга тебя могут взять в команду одной из гоночных серий, где можно расти. В Беларуси таких вариантов нет, но чемпионаты страны по картингу проводятся. Я сам не так давно участвовал в закрытии сезона. Четвертое место занял. Для меня сейчас картинг – возможность отвлечься. В нынешнем году опять собираюсь выступать на соревнованиях. У МАЗа ведь на протяжении года, считай, всего три гонки. Отъездили две недели – сейчас до апреля будем готовить технику, поднимать физическую форму. Возможностей для тренировок нет: сел за руль на старте – и погнал. Этого, конечно, недостаточно, но кто, скажите, отправит нашу команду – 30 человек и «технички» – на сбор в Марокко? Мы даже обслуживание сами проводим. Да, выточить какие-то детали, сварить, обработать – все это на заводе можно сделать. Но сборка, наладка, тестирование – это все наша задача. И это важно, чтобы потом, случись что в гонке, ты мог помогать механику. Даже когда нужно сменить в пустыне колесо, я не сижу в кабине. Моя задача – отстегнуть, сбросить и подкатить запаску. За это время штурман достает домкрат и поднимает машину, механик – откручивает колесо… На все обычно уходит минут восемь.

– Пару лет назад ты рассказывал, что зарплата пилота МАЗа сопоставима с доходом работников завода. Сейчас ситуация изменилась?

– Рублей 800 в месяц. Но у нас другая история, она не про деньги. Мы представляем нашу страну и гордимся тем, что имеем возможность выступать на этом уровне и занимаемся любимым делом.

komashko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter