МАЗы грязи не боятся

Минский автозавод представил белорусским поклонникам мира моторов и больших скоростей то, чего от него ждали без малого четверть века...

Минский автозавод представил белорусским поклонникам мира моторов и больших скоростей то, чего от него ждали без малого четверть века. Теперь у нас есть полноценная заводская команда, которой предстоит покорять тысячи километров крупнейших ралли–рейдов мира. МАЗ замахнулся на «Дакар»!


Дебют МАЗов на международной спортивной арене состоялся 24 года назад. В 1986 году один из молодых специалистов завода Александр Сенкевич, узнав о том, что чешский ЛиАЗ, заметно уступавший МАЗам, финишировал в ралли «Дакар» третьим, загорелся идеей реализовать автоспортивный проект в Беларуси. Уже на следующий год водитель минского «Совтрансавто» Сергей Белько на практически серийной машине стартовал на Гран–при Венгрии — одном из этапов чемпионата Европы по кольцевым гонкам на грузовиках. То начинание ознаменовалось впоследствии «серебром» и «бронзой» выступавшего за рулем МАЗа Геннадия Драпкина на этапах в Бельгии и Англии, а завершилось глубоким забвением. Был еще, правда, триал, где выступала команда «МАЗ–Яровит», но «Дакар» и ралли–рейды — высший свет грузовых состязаний — так и оставались лишь в мечтах. Которые сегодня имеют все шансы осуществиться.


— К сожалению, экономические трудности в 1990–х годах вынудили нас делать перерывы в своих спортивных выступлениях, — рассказывает заместитель генерального директора завода Александр Ракомсин, курирующий раллийную программу МАЗа. — Но сегодня нам наконец–то удалось найти возможности для создания команды. Ведь участие в подобных соревнованиях — это не только спорт. Это в первую очередь возможность показать свою технику, проверить, заявить о себе на весь мир и показать некоторым злопыхателям, что МАЗ, несмотря на все трудности, жив и будет жить, пока существует Беларусь.


О том, что грузовики — самый «стратегический» класс дакаровского пелетона, говорилось много и давно. Ни в Африке, ни в Латинской Америке, куда переехал «Дакар», дорог практически нет. А потому именно такой, тяжелый, неприхотливый и всепроходимый, транспорт пользуется повышенным спросом у местного населения. Другое дело, что попасть и освоиться в элите тяжелого автоспорта — задача не из легких.


Среди команд — участниц гонки «Шелковый путь», с которой начнется новая спортивная страница в истории МАЗа, белорусы единственные дебютанты. Причем детище свое, которому предстоит тягаться с монстрами вроде «Татры», на заводе создавали с нуля, исключительно своими силами и практически без использования импортных комплектующих. Оправдается ли этот подход, покажет время. Пока же задача перед командой стоит простая: провести разведку боем и выявить слабые места, которых наверняка окажется предостаточно...


— Если честно, опыт участия в грузовых соревнованиях у меня не очень большой, — рассказывает пилот первой белорусской команды Петр Орсик, работающий водителем–испытателем. — В 1997 году я участвовал на МАЗе в ралли Байконур — Москва. Потом за рулем «технички» ехал Аргентина — Чили... Но главный вопрос в том, что даже обкатать машину в боевых условиях нам толком не удалось. Прокатились по трассе Брест — Москва, в карьер возле Заславля заехали: машина вроде неплохая, но сказать о ней что–то большее пока сложно.


Новый МАЗ, построенный на базе серийной модели 5309, — загадка для всех. Коллеги с КамАЗа, к которым минчане обратились за советом, пригласили конструкторов к себе на базу и показали все секреты. Но воплотить полученную информацию в жизнь — искусство не меньшее, чем вести машину по дюнам и скалам «дакаровских» маршрутов.


— Нынешняя гонка — своего рода разведка: для серьезных задач машина пока не готова, — соглашается со своим напарником отправляющийся в качестве штурмана Андрей Рудницкий — спортивный директор российской команды BMW X–Raid Russia на минувшем «Дакаре». — Для того чтобы претендовать на что–то большее, чем просто выехать на старт и доехать до финиша, пока многого не хватает. Начиная с того, что нужны две «боевые» машины и несколько «техничек», и заканчивая главным — опытом. Технически все борющиеся за победу в ралли–рейдах грузовики похожи на 90 процентов. В оставшиеся 10, от которых и зависит расположение машин в итоговых протоколах, входят куча тонкостей, нюансов и, конечно, человеческий фактор.


К счастью, размахивать шашкой, обещать победы в первых же соревнованиях на МАЗе не стали и к работе подошли обстоятельно. Соглашаясь при этом, что машины подобного класса и оснащенности во всем мире создаются с единственной целью — покорить «Дакар». Дебют в расписании белорусской команды назначен уже на следующий год.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter