МАЗ выбирает

О предложениях для МАЗа

Два российских автогиганта, входящих в топ–10 крупнейших мировых производителей, КамАЗ и корпорация «Русские машины» («Группа ГАЗ»), вступили в решающую схватку за альянс с Минским автомобильным заводом. В конце сентября Правительство выберет наиболее приемлемое предложение.


Разумеется, речь не идет о продаже или чистом слиянии. Хотя похожие идеи в феврале озвучивал глава корпорации «Ростехнологии» Сергей Чемезов. Его предложение предполагало объединение МАЗа и КамАЗа в одну компанию. При этом 100% акций Минского автозавода получает российский завод, а белорусская сторона будет иметь свой пакет, причем не блокирующий. Да еще и в результате проведенной допэмиссии.


Эксперты отмечают несколько позиций не в пользу этой сделки. Во–первых, МАЗ и КамАЗ — прямые конкуренты. Их модельный ряд на 90% сопоставим. Во–вторых, «Ростехнологии» не предполагали никаких инвестиционных вливаний в Минский автозавод. В–третьих, управление из Москвы не выглядит оптимальным. В–четвертых, знакомые с предложением специалисты говорят, что оно несет реальную угрозу потери МАЗа как брэнда. А для предприятия, как и для всей экономики, сейчас главный вопрос — нащупать новые точки роста. Экономисты говорят, что, если мы пойдем по пути сборочного цеха с финансовым центром в Москве, никаких благ для реального сектора не будет.


Позже, правда, появился и такой вариант: создать СП, в которое будут внесены акции по 49,9% от каждого завода. Глава «Ростехнологий» отмечал, что пакет акций КамАЗа объективно стоит намного дороже, чем аналогичный пакет МАЗа. Поэтому предлагалось добавить к акциям Минского автозавода еще какие–нибудь профильные предприятия, например Минский моторный. Однако оценки не было, и говорить о стоимости активов или сравнивать их преждевременно. На днях Премьер–министр Михаил Мясникович заявил, что оценка будет проведена в сентябре. Для этого выбрана компания «Эрнст энд Янг».


Предложение «Русских машин» Олега Дерипаски, который, кстати, предпринимает уже третью попытку создать альянс с МАЗом, тоже официально оформлено и находится на изучении в Правительстве. Проект «Группы ГАЗ» — более перспективный, считает заместитель председателя Белорусской научно–промышленной ассоциации аналитик Георгий Гриц: «Речь идет о создании крупного совместного транснационального холдинга с управляющей компанией. Это будет фактически очень крупный и, я бы сказал, монопольный производитель грузовых автомобилей на постсоветском пространстве, Едином экономическом пространстве». Следует добавить немаловажные детали, которые нам стали известны. «Русские машины» готовы приобрести пакет акций (приблизительно 25%). Эти средства поступят в бюджет. Далее корпорация намерена инвестировать в само производство. Ну и офис управляющей компании будет размещаться в Минске.


КамАЗ знает о предложениях ГАЗа, но, по словам Георгия Грица, он не будет третьим лишним: «Я думаю, и в белорусском, и в российском руководстве придерживаются главной стратегической цели — наши предприятия должны быть партнерами и в Едином экономическом пространстве, и на международной арене. Конечно, если КамАЗ захочет принять участие в создаваемом холдинге, то и для него найдется место».


Немного статистики. В настоящее время МАЗ восстанавливает свои позиции на рынке России, где его доля в период кризиса снизилась до рекордного минимума — 3,4%. По последним данным, доля МАЗа в  I квартале 2011 года выросла в сегменте автомобилей полной массы 14 — 40 тонн до 14,3%. Это третье место. А в сегменте среднетоннажников 8 — 14 тонн доля увеличилась еще существеннее — до 22,7%. МАЗ уступает только «Соллерсу» (Isuzu), оставив КамАЗ позади.


Есть варианты — это неплохо. Есть выбор. К слову, директор Минского автомобильного завода Александр Боровский считает, что можно принять оба предложения: «Если КамАЗ предлагает создать нам холдинг, мы отдаем туда 48 процентов, а ГАЗ просит продать 25 процентов, то почему бы «невесте» не жить с двумя «женихами»? Зачем вообще отказываться от какого–нибудь из вариантов? Блокирующий пакет все равно остается у государства». Правительство все же предполагает сделать выбор. В любом случае движение в сторону создания альянсов или холдингов правильное. Конкурировать между собой на общей территории Таможенного союза непродуктивно. А вот совместными усилиями повышать конкурентоспособность своей продукции для экспансии на внешние рынки — стратегически оправданно.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter