МАЗ с российским «сердцем»

МАЗ презентовал в Ярославле свою продукцию, оснащенную силовыми агрегатами стандарта «Евро-4»

С 1 января 2010 года в России должны вступить новые технические регламенты, согласно которым производимые большегрузные автомобили будут оснащаться двигателями стандарта «Евро-4». Из-за кризиса в российской машиностроительной отрасли вступление в силу нового экологического стандарта может отодвинуться. Но готовиться к нововведению поставщикам техники приходится уже сегодня. Недавно Минский автомобильный завод провел в Ярославле презентацию своей продукции, оснащенной силовыми агрегатами стандарта «Евро-4».

Внедрять новые технические регламенты МАЗ планирует не в одиночку, партнер давно определен — более 85 % автомобилей марки МАЗ оснащаются двигателями Ярославского моторного завода. Российское предприятие, называющееся ныне ОАО «Автодизель» и входящее в группу ГАЗ, строит планы усовершенствования новой техники. Ярославцы успешно освоили производство моторов серии ЯМЗ-650, которые считаются «клонами» французского двигателя dCi-11. Эта техника относится к стандарту «Евро-3», но, по мнению специалистов, ее в принципе несложно доработать до уровня «Евро-4». Правда, проект может оказаться весьма дорогостоящим. По словам гендиректора «Автодизеля» Виктора Кадылкина, общий объем инвестиций в проект, включая стоимость лицензии, перевозку из Франции в Россию сборочной линии по производству двигателей и установку оборудования, составил около 60 млн. евро. Лицензию на производство ЯМЗ-650 холдинг приобрел у французской компании Renault Trucks еще в 2006 году.

Главный конструктор ОАО «Автодизель» Николай Шамаль утверждает: в сравнении со стандартным V-образным восьмицилиндровым двигателем ЯМЗ-6581.10 мощностью 400 лошадиных сил новый двигатель имеет на 37,7 % более высокую литровую мощность, на 5,5 % больший максимальный крутящий момент. Масса мотора при этом значительно меньше — примерно на 280 килограммов, что позволяет увеличить полезную грузоподъемность автомобиля.

Как говорят на ярославском заводе, проектная мощность производства новых двигателей составляет примерно 20 тыс. штук в год. Впрочем, в условиях мирового финансового кризиса выйти на эти объемы россиянам будет непросто. Пока же ЯМЗ-650 делает первые скромные шаги на рынке не без помощи минских коллег. В настоящее время начались поставки в дилерские центры Минского автозавода по всей России первых партий автомобилей с новыми двигателями.

На МАЗе говорят, что точное число двигателей, которые отправятся на сборочные линии завода в обозримом будущем, пока неизвестно — объемы производства будет определять спрос. А за счет только хорошего двигателя его сегодня трудно увеличить. Параллельно с установкой нового «сердца» МАЗ проводит рестайлинг своих автомобилей. В первую очередь перепроектировке подвергся экстерьер кабины. На ней установили новый составной бампер, блок-фары, конструкторы изменили облицовку крыльев и закрылок, боковых обтекателей шасси. Внедрены новая приборная доска и рулевое колесо. Стала выше крыша — теперь при необходимости водитель может встать в кабине в полный рост, хотя еще недавно именно невозможность выпрямиться считалась одним из главных недостатков комфорта минской автотехники. «Основной целью внедренных изменений стало решение целого ряда эксплуатационных и технологических задач. Использование пластика на фронтальных панелях вместе с применением оцинкованного стального листа на дверях, основании и боковинах позволит довести ресурс по коррозионной стойкости всей кабины до 15 лет», — рассказал заместитель коммерческого директора по реализации грузовой техники МАЗа Сергей Захаревич. При этом специалист отметил: с апреля 2009 года рестайлинговые автомобили МАЗ выпускаются серийно.

В качестве перспективного продукта сотрудничества российских и белорусских машиностроителей в Ярославле впервые был представлен самосвал МАЗ-6501B5 с мотором ЯМЗ-536 экологического стандарта «Евро-4». Это двигатель нового семейства средних рядных двигателей ЯМЗ-530. Это шестицилиндровый двигатель с рабочим объемом 6,7 литра, мощностью 312 лошадиных сил. Для его производства уже ведется строительство нового завода в Ярославле с предполагаемой датой запуска в эксплуатацию в 3-м квартале 2010 года. Испытания нового двигателя в составе самосвала успешно проходят на Минском автозаводе с апреля нынешнего года.

Введение новых экологических стандартов переносится довольно часто. За это обычно выступают лобби автопроизводителей и само правительство. То, что какой-то стандарт будет введен годом позже, конечно, отражается на оперативных результатах, но не на конечной стратегии. В 2005 году в странах Евросоюза был осуществлен полный переход на выпуск автотранспортных средств, соответствующих нормам «Евро-4», которые жестче уровня «Евро-3» на 65—70 %. МАЗ сегодня выпускает автомобили, соответствующие требованиям европейского стандарта «Евро-3», «Евро-4» и даже «Евро-5». Но вот успеет ли предприятие быстро провернуть проект с российскими двигателями, чтобы с пылу с жару предложить рынку конкурентоспособный по цене и качеству продукт — судить пока рано.

---------------------------------

Испытание на прочность

О том, чем сегодня живет один из флагманов реального сектора экономики, «ЭС» рассказал гендиректор ОАО «Минский автомобильный завод» Николай Костень.

— Николай Никандрович, в конце прошлого года ярославский завод «Автодизель» планировал осуществить поставку своих двигателей на МАЗ в объеме 18 тыс. штук. Насколько серьезно кризис подкорректировал эти планы?

— Существующая программа выпуска автотехники на МАЗе в последнее время корректируется. Но по-прежнему ярославские двигатели занимают основные позиции, в процентном соотношении доля их не изменилась. Однако следует заметить: в новых экономических условиях преобразовалась структура производства. Если в прошлом году рынком были наиболее востребованы седельные тягачи и трехосные самосвалы, их продажи составляли около 40 %, то в нынешнем году спрос на них значительно упал — примерно на 20 %. В зависимости от этого корректируются и поставки ярославских моторов.

— С 1 января 2010 года в России должны вступить новые технические регламенты. Есть ли договоренности о поставках техники нового поколения в эту страну?

— Эти планы никто в российском правительстве не отменял. Но конкретно об объемах поставок нашей техники возможно будет говорить только в 4-м квартале нынешнего года. Пока же мы продали на российском рынке несколько опытных образцов, оснащенных новыми двигателями ЯМЗ-651 и ЯМЗ-536 производства ОАО «Автодизель».

— Когда новые техрегламенты вступят в силу, вы ожидаете трудностей с продвижением белорусской техники на российском рынке?

— Сегодня мы уже производим автомобили с двигателями стандарта «Евро-4» и «Евро-5», причем речь идет не только об экспериментальных моделях ярославского производства, но и о технике, оснащенной двигателями Merсedes. Так что, думаю, мы сможем быстро адаптироваться к новым условиям, но надо отметить один немаловажный момент: если в прошлом году 60 % произведенных грузовиков отправлялось в Россию, то ныне мы наблюдаем значительное падение продаж на этом рынке — более половины.

— Как изменяется динамика продаж белорусской техники?

— Здесь можно констатировать некоторое оживление, но лишь в определенных сегментах. Так, во 2-м квартале продажи кранов и автобусов по сравнению с 1-м кварталом немного увеличились. А вот про тягачи этого сказать нельзя, здесь все сохраняется на прежнем уровне. Сужение рынка — это мировая тенденция, все без исключения производители сегодня отмечают снижение выпуска продукции. Минский автомобильный завод старается на склад не работать, не накапливать произведенную технику, а работать в зависимости от поступления заказов. К сожалению, финансовое состояние многих покупателей нельзя назвать устойчивым, поэтому нередко случается так, что заказы отменяются и заводу приходится буквально на ходу корректировать график своей работы. Многие российские и европейские автопроизводители давно перешли на 2—3-недельный режим работы, и мы в этом смысле не исключение, хотя в данном случае все зависит напрямую от объемов производства. График различный: какие-то цеха работают больше, какие-то меньше, но если говорить в целом, то, например, в июне завод отработал полных 17 дней.

— Вы говорите, что 60 % от общего объема экспорта предприятия приходится на Россию, но ввиду сложностей сиюминутно заменить этот рынок не представляется возможным. Как сегодня выглядит стратегия предприятия в этом направлении?

— Поиск новых рынков — главная на сегодняшний день задача для предприятия. Хотя МАЗ старается выживать и за счет разработки новых конструкций. В период кризиса на заводе было разработано более 50 новых моделей, которые будут востребованы на рынках Латинской Америки, Африки и Средней Азии. Основные продажи после Беларуси, России и Украины сегодня проходятcя на эти регионы. Делаем ставку и на внутренний рынок — мы стараемся занять новую для нас нишу спецтехники. Если ранее МАЗ просто поставлял шасси, то теперь на базе завода «Могилевтрансмаш» совместно производит ряд новых моделей. Мы внимательно изучаем потребности облисполкомов, различных коммунальных служб и осваиваем новую продукцию. Например, в последнее время в списке предложений появился самосвал с колесной формулой 8х4. С российскими коллегами наши конструкторы разработали новые мусоровозы, начали производить вышки. Немало внимания уделяется и рестайлингу автомобилей. МАЗовские автоприцепы сегодня оснащаются новыми более удобными кабинами.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter