Майна Ндженга, человек-загадка

Мага и мафиози Майну Ндженгу в Кении знают все

Несколько лет назад Майна Ндженга предстал перед Верховным судом Кении, который приговорил его к пяти годам тюрьмы за незаконное хранение огнестрельного оружия и марихуаны, однако на свободу «духовный лидер» вышел еще до конца срока.

Он никогда и нигде не работал, но обладает громадным состоянием. Его считают чудаком и сумасшедшим, но по популярности у себя в стране он превосходит президента. Предсказатель и маг, ставший лидером жестокой религиозной секты. Мафиози и примерный христианин. Разрешите представить: Майна Ндженга – человек-загадка кенийской современной истории, умерший и воскресший, не обладавший ничем и получивший все.

Майну Ндженгу в Кении знают все, но когда разговор с кенийцами заходит о нем как личности, то большинство рядовых граждан впадает в полный ступор. «А что ты знаешь о нем?» — спросил я как-то своего знакомого. Несколько секунд молчания — и мой собеседник неуверенно пожимает плечами. «Ну, лидер «Мунгики», ну, сидел в тюрьме», — неуверенно говорит он. И опять молчание.

Для большинства жителей Кении он так и остается загадкой, не разгаданной по сей день. Судьба этого человека удивительна и полна такими неожиданными поворотами, верится в которые с большим трудом.

Ндженга родился 2 января 1969 года в семье Камуньи Нджороге, владельца небольшого отеля в кенийском регионе Керичо, известном своим чаем превосходного качества. Четвертый ребенок в семье, он был назван в честь деда по материнской линии. Мог ли тогда представить бедный Камунья, что одна из его дочерей вступит в ряды священнослужителей, а сын станет лидером жестокой религиозной секты, наводящей страх на всю Кению? Вряд ли.

Уже с подросткового возраста Майна проявил пренебрежение к установленным правилам и законам, когда, будучи недовольным родительским выбором места для получения среднего образования, расположенного в отдаленном районе страны, он подделал письмо о переводе в другую школу-колледж, «поближе к цивилизации». «Думаю, что в те времена в школах и представить не могли, что студенты могут додуматься до такого», — рассказал позднее сам Ндженга в одном из своих редких интервью прессе.

Здесь же, в высшей школе имени Джомо Кениаты в Накуру, стали вырисовываться очертания его будущего детища – религиозной секты «Мунгики». А началось все с «мистического случая» в 1987 году, когда в класс прямо во время занятий влетел белый, как снег, голубь и уселся на голову Майны Ндженги. «Попытка стряхнуть птицу с макушки не принесла успеха, и лишь увидев движение моей руки, голубь взлетел, но тут же уселся обратно, — вспоминает он с улыбкой. – Только с третьей попытки мне удалось прогнать его, большинство моих ошарашенных одноклассников уже повыскакивали из класса через окна».

После этого случая с голубем Ндженга начал вести себя немного странно. Он начал по утрам собирать учащихся и каждый день читать им воображаемые новостные сводки со всей страны. «Но не это было самым загадочным в этом парне, — говорит один из его бывших одноклассников. – Самое интересное было то, что приходившие к нам в час дня сводки из Найроби имели такое же содержание!» Благодаря этому круг поклонников Майны быстро вырос, а сам он получил за свои экстраординарные способности прозвище Пророк. В это же время он начал призывать своих сторонников к немыслимому по своей дерзости шагу – бойкотировать церковные службы. «Зачем нам молиться по-христиански? – задавался вопросом Ндженга, обращаясь к толпе собравшихся на школьном дворе одноклассников. – Нам говорят, что наш бог по имени Нгея живет на горе Кения. Так давайте же обратимся лицом к вершине и помолимся ему!» Все, по сути, началось с простого развлечения, в котором молодежь привлекали не загадочный культ или политическая идеология. Просто это было «прикольно». Сам новоявленный лидер даже не ожидал, что его доктрина получит в одночасье такое широкое распространение.

Однако самое интересное ждало 18-летнего Майну Ндженгу впереди. 4 декабря 1987 года события приняли неожиданный оборот. Детали случившегося и по сей день остаются весьма туманными, но последствия этого инцидента можно наблюдать и сейчас. В тот день Ндженга сидел и разговаривал со своей матерью о каких-то житейских мелочах, когда, внезапно сменив тему, он начал рассказ о каком-то самолете, летящем к нему, чтобы забрать в далекие края. «Он приземлится на крыше нашего дома», — сказал юноша и резко замолчал. Мать же не нашла ничего лучшего, как обозвать его «чудаком и сумасшедшим», и отправила спать. Голоса в голове Майны продолжали рассказывать ему о путешествии в незнакомый мир, но парень отбросил «дурацкие» мысли, потушил керосиновую лампу и прикрыл глаза. «Внезапно слепящий свет озарил всю комнату, из него появилась огромная рука, которая вытащила меня через крышу, и я оказался в каком-то месте, откуда вся земля была как на ладони, — вспоминает он. – Это было как долгий-долгий сон».

«В доме же на второй день началась подготовка к похоронам, — рассказывает давний друг Ндженги Кимани ва Каранча. – Начали приходить люди, слезы текли рекой. Это было чрезвычайно больно – потерять такого молодого парня». Через три дня к траурной церемонии все было готово, и люди собрались, чтобы проводить Майну в последний путь. Внезапно место действия озарил яркий-яркий свет. Через секунду из гроба донесся глухой стук и оттуда на глазах у прощающихся восстал, как в замедленном кадре, покойник. «Я встал и пошел к ручью у дальнего конца нашей фермы. Там я смочил водой глаза, чтобы лучше видеть. Вокруг не было ни единой души. Люди разбежались кто куда сразу же после того, как я выбрался из гроба», — утверждает Ндженга. Было ли путешествие на небеса хорошо продуманной инсценировкой, чтобы произвести шокирующий эффект на впечатлительных жителей деревни или нет? Этот вопрос и по сей день остается без ответа. «Мы были уверены, что Майна умер, — говорит его брат. – Когда он воскрес, расторгнув узы смерти, мы пришли в полное замешательство, радость и страх поселились в наших сердцах одновременно».

Через несколько дней старейшины деревни, оправившись от шока, посадили рядом с собой юношу и потребовали рассказать все «как есть». Когда Майна начал свой удивительный рассказ, вокруг, естественно, собралась толпа любопытных зевак, которым не терпелось узнать, что же все-таки произошло на самом деле. С каждым днем людей приходило все больше и больше. Так и возникла религиозная секта «Мунгики», что в переводе с языка кикуйя означает «множество».

Сначала секта была безобидным религиозным движением, но затем превратилась в объявленную вне закона криминальную группировку, состоящую из банды головорезов, которые казнили водителей маршрутных автобусов, отказывающихся платить им дань, избивали женщин за ношение брюк, грабили запоздалых прохожих, били витрины магазинов и забрасывали машины камнями. Была ли эта метаморфоза частью зловещего плана Майны Ндженги или так сложились обстоятельства? Тут можно гадать сколько угодно. С одной стороны, лидер «Мунгики» мог использовать свое могущество для запугивания населения, чтобы обрести влияние в политических кругах. С другой, в подобной фигуре, скорее, был заинтересован сам кенийский истэблишмент, стремящийся приобрести большой политический вес и мощные аргументы в своих притязаниях на власть.

Как бы то ни было, в 2006 году Майна был отправлен за решетку за незаконное хранение огнестрельного оружия и марихуаны. Многие утверждают, что все обвинения были сфабрикованы, но и здесь докопаться до правды практически невозможно. В конце 2009 года Ндженгу, по всей видимости, не без политической подоплеки оправдали и выпустили на свободу, взяв клятвенное обещание завязать с сектой, численность которой к тому времени составляла более миллиона человек. Освободившись, он зашел в пятидесятническую церковь «Иисус жив» и через два дня принял там крещение. После этого Ндженга объявил о роспуске «Мунгики» и пообещал раздать всем последователям по Библии вместо мачете.

Однако зарывать в землю такой талант предводителя масс никто не собирался. Уже в апреле 2010 года Ндженга предстал перед публикой вместе с премьер-министром Раилой Одингой и заявил о поддержке его политических взглядов, а в мае 2010 года сформировал Национальное молодежное движение и провел несколько компаний в поддержку новой Конституции.

Кто же он такой, этот Майна Ндженга? Марионетка в руках умелых политиков, «воскресший пророк», талантливый лидер и оратор или авантюрист и шарлатан? Дать однозначный ответ на этот вопрос не может пока никто. Однако нет никаких сомнений, что имя Ндженги еще долго не сойдет с первых полос крупнейших газет, будет звучать по всем радиостанциям и телевизионным каналам Кении. И остается лишь гадать, в какой ипостаси предстанет перед нами человек-загадка кенийской современной истории, про которого все знают, что о нем никто не знает ничего.

Члены «Мунгики» производят впечатление безобидных людей, увлеченных общим делом – служением культу бога Нгея. Однако очень быстро они превратились в агрессивное криминальное движение, держащее в страхе кинийцев.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter