Майкл Джей Фокс: «Череда несчастливых событий будет преследовать тебя до тех пор, пока ты будешь считать эти события таковыми»

Грустный юбилей кумира восьмидесятых

Годы летят стрелой. Память рассеянно теряет образы и явления, оставляя лишь самые яркие впечатления. Герои вчерашних дней живут в них символами молодости, о которых иногда за бегом времени мы даже забываем вспомнить. И только круглые даты дают повод. На прошлой неделе кумиру подростков восьмидесятых Майклу Джей Фоксу исполнилось шестьдесят! Можно ли представить шустрого паренька, покорявшего сердца и пространственно-временной континуум, пожилым джентльменом с багажом жизни в рюкзаке?

2010-е: сериал «Хорошая жена».

«Очень важно порой уметь уберечь себя от того, что тебе хочется сделать больше всего на свете».

Родился канадцем — расти повыше, будь покрепче. 1 метр 64 сантиметра как приговор — записывайся в неудачники. Хоккеистом тебе не стать, а стало быть, придется искать другой путь в жизни.

Вспоминая в одном из интервью о своем спортивном опыте, Майкл отмечал, что тренеры, распределяя игроков по коман­дам, обращали на него внимание в последнюю очередь. Чувства, знакомые всем пацанам с детства, когда, собравшись сыграть в футбол, стоишь и ждешь, каким тебя отберут капитаны… «Если выберете меня последним, я сделаю все, чтобы вы выглядели глупо». Уже тогда в среде спортивного субъективизма закалялся характер и желание доказать собственное «я». Однако постоянно играть с обстоятельствами бессмысленно. Лавры «Великого» хоккеиста достались его ровеснику Уэйну Гретцки, зато, выбрав актерскую профессию, Майкл Дж. Фокс свои мгновения славы расширил далеко за пределы мира спорта. Он стал воплощением мечты, на него хотелось быть похожим.

«Я не спрашиваю себя: почему я? «Почему бы не я?» — вот как надо ставить вопрос».

Мы все обожаем людей, которым все удается. Без напряжения мышц, лишь быстротой ума. Зрительское признание Майклу принесли «Семейные узы» — сериал, ставший культовым в США времен президента Рейгана. Пусть не смущает название, от которого на версту отдает мелодрамой. 
Со слезливыми историями для домохозяек Фокс не имел ничего общего. Его герой Алекс — самоуверенный молодой человек, предприниматель, убежденный республиканец, который сам строит свою жизнь на фоне столкновения со своими родителями — давними хиппи.
«Вы знаете, сколько Ник собирается заработать за всю жизнь? Я должен обойти его к четвергу», — герой Майкла Дж. Фокса демонстрирует, что хорошо быть умным, богатым и иметь цель в жизни. «Семейные узы» ухватили дух времени — наглядно демонстрировали, как потребительские устремления восьмидесятых буквально издевались над идеалистами шестидесятых. Родители Алекса представлены в его глазах как милые люди, далекие от реальности. Некогда они были такими радикалами — хиппи, которые выступали против общественных устоев. Но теперь, когда подросли дети, сын оказывается впереди. Теперь он в мейнстриме, а вы… достойны лишь поблажливого сочувствия. Какой подросток в душе не будет считать своих «стариков» ретроградами, смутно представляющими соль текущего момента.

«С Алексом я не думал, что создаю симпатичного персонажа. На самом деле это были не те качества, к которым я стремился, и не хотел, чтобы к ним стремились мои дети», — отмечал идею образа продюсер сериала Гэри Голдберг. Однако обаяние Фокса породило удивительный симбиоз жадности с ликом ангела. Молодежи нравился герой, а остальным просто нравился сериал. Второстепенный персонаж вышел на первые роли.

«Моя слава не принадлежит мне. Она принадлежит вам. Я знаменит лишь до тех пор, пока вы помните, кто я такой».

«Ваше будущее еще не написано, как и ничье другое! Ваше будущее в ваших руках — сделайте его счастливым для вас обоих!» — в финале трилогии «Назад в будущее» неординарный ученый Эммет Браун напутствовал этими словами Марти Макфлая и его подругу, а вместе с ними и все поколение восьмидесятых на выбор своего пути в жизни. Представить кого‑то другого на месте Майкла Дж. Фокса в образе путешественника во времени просто невозможно. Это было словно продолжение тех самых «Семейных уз» — новая фантазия на тему отцов и детей, только в причудливом столкновении реальностей: прошлого, настоящего и будущего.

1980-е: трилогия «Назад в будущее». 

Эксцентричный физик и раздолбай‑школьник. Любой старшеклассник мечтает иметь такого взрослого друга, который не будет читать нотаций и учить жизни. Марти со своим подростковым любопытством тянется ко всему необычному, умеет постоять за себя, демонстрирует чудеса, катаясь на скейтборде (удивительно популярная штука в восьмидесятых), в меру ленив и несобран. 
Покажите мне мальчишку, который не мечтает быть похожим на него, или девушку, равнодушную к этакому удальцу!

«Если ты позволишь болезни влиять хоть на что‑то в твоей жизни, очень скоро она завладеет всем. Но я не притворяюсь, что здоров. Просто не даю болезни становиться больше, чем она есть».

Это было как наваждение. Когда вам 30 лет, вы не много внимания уделяете здоровью. Незначительное подергивание мизинца и боль в плече можно списать на банальную усталость… На пике славы Майклу Дж. Фоксу безапелляционно поставили диагноз — болезнь Паркинсона. Поверить в то, что ты, молодой, богатый, успешный и знаменитый, вдруг в одночасье не имеешь нормального будущего? Твое будущее — трясущиеся руки и горы таблеток? Он как одержимый продолжает сниматься еще несколько лет, пока в 1998 году официально не признается, что болен и ложится под нож хирурга: «Без хирургического вмешательства болезнь Паркинсона сделала бы меня замороженным, неподвижным, немым человеком с каменным лицом — полностью во власти окружающей среды».

После операции актер пытается заново учиться ходить, но все‑таки ему больше приходится управляться с ненавистным инвалидным креслом. Он основывает фонд своего имени, который занимается поисками средств против болезни. При этом остается публичным человеком, который не стесняется своего состояния: «Я сделал сознательный выбор предстать перед подкомитетом без лекарств. Мне казалось, что этот случай потребовал, чтобы мои свидетельские показания о последствиях болезни и о безотлагательности, которую мы как сообщество чувствовали, были услышаны и увидены. Для людей, которые никогда не наблюдали меня в такой форме, трансформация, должно быть, была поразительной».

В трилогии «Назад в будущее» Марти Макфлай поборол в себе «цыпленка». Сложный этап подросткового становления герой Фокса прошел гордо и сделал правильный выбор. Судьба оказалась жестокой к актеру: разделила жизнь на до и после. Но он тоже сделал правильный выбор. Не сдался, а продолжает борьбу. За себя и за миллионы людей, страдающих страшным недугом.

Мистическое совпадение или…

Скромный канадский мини‑сериал «Лео и я», в котором состоялся актерский дебют 15‑летнего Майкла, со временем попал на карандаш любителям мистических совпадений. В 2002 году даже началось расследование в связи с тем, что у членов съемочной группы было отмечено сразу четыре случая болезни Паркинсона: у Майкла Дж. Фокса, режиссера Дона Уильямса, а также сценариста и оператора. Невролог из Ванкувера Дональд Калне по этому поводу двусмысленно отметил: если у четырех из 125 человек развилась болезнь, «это могло быть совпадением, но это интригует, это может быть что‑то, чему они подверглись».

Работа на износ

Режиссер фильма «Назад в будущее» Роберт Земекис изначально мечтал заполучить себе Майкла Джей Фокса на роль Марти Макфлая. Однако занятость в сериале «Семейные узы», казалось, не оставляла такой возможности. Подыскали замену. Первые три недели в главной роли снимался Эрик Штольц, но он не справлялся с требованиями режиссера — не подходил для комедийных сцен. Вернулись к варианту с Фоксом, которому допустили совмещение при условии, что работа не повредит занятости в сериале. В итоге каждый день после записи очередной серии актер мчался на съемочную площадку «Назад в будущее», где проводил по 8 часов — с 18:30 вечера до 2:30 ночи. В этом безумном графике работа шла почти два месяца, на сон актеру оставалось лишь 5 часов в сутки.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter