Май: Календарь и традиции

Май — под кустом рай

Календарь и традиции
Май — это потрясающее торжество молодой, яркой, сочной зелени, поэтому у нас в Беларуси зеленые ветки клена, березы, цветы и травы тоже называли маем.


В соответствие с мифологическими представлениями многие растения имели душу. Отсюда их особые качества и целительные свойства. Положительной семантикой традиционно наделялись зеленые, свежие растения в противоположность сухим и голым веткам, которыми запрещалось похлестывать не то что человека, но даже животных. Растения, подобно людям, представлялись носителями женского и мужского начала, что нашло отражение в их названиях. В календарно–обрядовой жизни весь этот огромный растительный мир воспевался и поэтизировался.

В традиционной культуре наших предков на протяжении веков формировался своеобразный комплекс экологической дисциплины, когда практически каждый человек знал, какое растение можно использовать для приготовления еды, какое пойдет на корм животным, а какое необходимо сохранить для лечения. Сорвать цветок или ветку без всякой надобности считалось непозволительным, что становилось важным воспитательным моментом. На территории Беларуси было хорошо развито огородничество, но и о пользе дикорастущих культур у нас никогда не забывали. В пищу употребляли клевер, крапиву, лебеду, подорожник, сныть. На центральной Минщине ранней весной холодники из щавеля и свеклы вместо огурцов заправляли огуречной травой, а сам щавель с сахаром использовался еще и как начинка для пирожков, блинчиков. Наши кухарки–«ахмiстрынi» специально выращивали настурцию ради семян, очень похожих на каперсы. Они хороши для мясных и грибных солянок, в пищу идут и листья растения, а яркими цветами угощали детей как диковинными сладостями. Отвар из клевера–«канюшыны» с добавлением мяты, заячьей капусты (кислицы) и меда — прекрасный компот. Щи по весне варили как из капустной рассады, так и из зелени клевера со щавелем, картошкой, морковью, причем клевер шел в одинаковой пропорции с картофелем. В конце варки добавляли перемешанное, но не взбитое сырое яйцо, тогда щи получались «мраморными». Очень вкусное пюре из зелени крапивы, лебеды и щавеля. Причем листья и побеги надо варить недолго, затем их перетирают или взбивают, заправляют подсушенной мукой, сливками или молоком. Берут только молодую, сочную и нежную зелень — побеги и листья. 

11 мая «на Максима и Кирилла», как правило, уже устоялся березовый сок, «аздоблены» сухими грушами и яблоками, а у того, кто любит несладкий, то и хреном. И после тяжелых полевых работ его уже начинали пить.

Теплый ветер в этот день обещал такую же теплую погоду не менее чем на неделю.

13 мая, «на Якова», звездная ночь считалась предвестником сухого лета и хорошего урожая.

Хорошая погода «на Ярому», т. е. 14 мая, обещала такие же условия во время жатвы.

15 мая, «на Бориса и Глеба» — покровителей земледелия, наступают «соловьиные праздники».

Советская Белоруссия № 85 (24715). Пятница, 8 мая 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter