Матрица. Революция танца

Витебскому фестивалю современной хореографии 16 лет.
Витебскому фестивалю современной хореографии 16 лет. В Вильнюсе "contemporary dance" (хореографию в стиле модерн) исследуют 9 лет: фестиваль "Новый балтийский танец" там проводят с 1995 года. А гляди ты, литовская публика скорее нашего современный танец приняла и поняла: продвинутая молодежь по три раза на день охотно заполняла собой большие театральные залы Вильнюса. Смотреть "contemporary" в Литве сегодня более престижно, чем, скажем, развлекаться балетной классикой или постановками драмтеатров. Современные люди в современных обстоятельствах. Смотрят на сцену, затаив дыхание, я бы даже сказала - благоговея.

И вот тут мне становится немножечко обидно: создатель фестиваля "Новый балтийский танец" Аудронис Имбрасас, он ведь именно в Витебске у нашей Марины Романовской брал первые уроки. Это он в Беларуси подсмотрел идею создания подобного культурного проекта. Аудронис даже не отрицает этого: да, во Франции, Германии, Англии, в том числе и в Витебске у Марины Геннадьевны учился, прежде чем затевать в Вильнюсе такой фестиваль. "Тогда почему, - спрашиваю я, - у нас современная хореография не приживается? А в Литве - пожалуйста, именитые английские труппы на сцене и переполненные залы?" В ответ политкорректный Аудронис предположил, что литовская среда и публика, очевидно, в какой-то момент оказались более открытыми к переменам и более подготовленными. Здесь с ним можно согласиться: традиционный драмтеатр там давно переживает свои худшие времена. Наоборот, здесь у нас публика как будто вернулась в национальный театр: посетить Купаловский либо Русский - это, если хотите, воскресный ритуал для многих современных белорусских семей. А если с шиком проводить выходные - значит, к Валентину Елизарьеву, в балет идут. Женщины поливают высокие прически лаком, повязывают своим мужьям нарядные галстуки - и на "Жизель". Традиция, бесспорно, элегантная, более того, на мой вкус, театральной альтернативы в Беларуси нет. Есть театр Славы Иноземцева "Инжест" - единственная столичная труппа, которая расположена к более свободной интерпретации взаимоотношения тела и пространственно-музыкального контекста. К сожалению, наши встречи с "Инжестом" так редки и так случайны: сказывается пресловутая нехватка престижа театра в глазах властей предержащих и толстосумов.

Пыталась я в Вильнюсе сговориться с танцевальными театрами "Рэндом", "Винсент Данс", "Рассел Малифант Компани" - мол, приезжайте, братья англичане, к нам в Беларусь на гастроли. И они мне в один голос: "Ха! Беларусь! Как здорово! Едем!" Позже в частной переписке выясняется, что английские труппы из жанра "contemporary" привыкли к гонорарам примерно таким же, как и футболисты из "Челси". Надо же. А наши экспериментаторы этого жанра, тот же Иноземцев - ну сплошь голые энтузиасты. Причем не в переносном смысле слова, а в прямом. Отложим пока гастроли англичан...

Вам нравятся артисты балета? Мне - да. Я всегда считала телосложение балерин недосягаемым и аэродинамичным. А тут в Вильнюсе увидела на сцене артистов из "Рэндом Данс Компани". В Лондоне ими управляет прославленный в балетных кругах хореограф Уэйн Макгрегор. Так вот тела, сложение и движения этих артистов можно сравнить со сверхзвуковым самолетом, у которого пять, нет, лучше шесть, реактивных двигателей. В спектакле "Полярная последовательность" имитируется трехмерная действительность, и через полиэкран "Рэндом" проводит-таки зрителя в идеальный мир. "Матрица" братьев Вачовски блекнет на фоне яркой работы этих артистов. Все, что Киану Ривз умеет в "Матрице" благодаря компьютерной графике, ученики Макгрегора, я вам клянусь, демонстрируют на сцене вживую. Их экстремальные физические способности и визуальная поэзия Макгрегора создают в зале мистическую атмосферу. Добавьте к общему настрою танца футуристические костюмы, саунд в духе Мэрилина Мэнсона, прогрессивный светодизайн, немыслимо парадоксальное изображение на экране и... И еще одно. Каждый день артистов нашего классического балета муштрует хореограф у станка. Чаще всего хореограф - один и тот же и программа его тренировки тоже одна. Так, на протяжении 20 лет балерины каждое утро, поддерживая балетную форму и технику, повторяют заученный назубок "класс". В "Рэндоме" иначе: Макгрегор каждый день приглашает к своим артистам новых хореографов, не только физически, но и интеллектуально испытывая таким образом своих подопечных.

Да. Впрочем, из 12 британских театров, приехавших в Вильнюс на фестиваль, впечатлил отнюдь не "Рэндом". Компания Рассела Малифанта - вот "contemporary" высокое, если позволите. Хореография Рассела Малифанта исследует все те же "порочные" связи движения, света и музыки. Но его спектакль в трех частях "Выбор" произвел фурор в Вильнюсе. У трех танцовщиц хореограф включил такую "память тела", будто бы девушки в прошлой жизни были собственно светом и перемещались с соответствующей скоростью. К традиционной для британцев полифонии визуальных эффектов вспомню отдельно одну из цитат Малифанта. В первой части он один на сцене танцует Баха и на мгновение, как твой Копперфилд, теряет земное притяжение. Мечтательно и прекрасно артист повисает в пространстве, взрывая все ваши представления о человеческом теле, его ресурсах и гравитации. Выдох.

Об искусстве и его исцеляющей силе читайте у Стивена Фрая, например. Мое дело подвести некий итог. Благодаря финансам Британского совета Вильнюс увидел звездные труппы английского "contemporary". Сама Литва на культурные проекты выделяет скромные средства и еще ни одного квадратного сантиметра - для работы театров современной хореографии (по словам Аудрониса Имбрасаса). Британский совет ежегодно в 110 странах мира проводит культурные акции и проекты, в одной только Литве - до пяти мероприятий в год, и все - не менее качественные, чем гастроли лучших театров Лондона в Вильнюсе. Британский совет не работает в Беларуси. С его финансовой помощью, конечно, легче было бы организовать у нас в Витебске гастроли театров из Лондона.

Тем не менее усилиями Марины Романовской и ее друзей витебский фестиваль остается единственной творческой лабораторией для людей, исследующих модерн не только теоретически. Помню свою первую встречу с молодым хореографом из Минска Раду Поклитару на фестивале IFMC. На витебской сцене для Раду Поклитару было уместно самовыражаться в духе современной хореографии, к которой он всегда тяготел. Ученик Елизарьева, Поклитару постепенно уходил из классического балета. Сегодня наш молодой хореограф в Москве экспериментирует, но не суть важно. Для ищущих хореографов у нас было и по-прежнему остается мало источников самообразования: в столичной Академии искусств современный танец преподают факультативно (спасибо Ольге Скворцовой), ну а колесить по Европе в поисках модерн-форм и авангарда - на это наши художники не имеют средств. Так витебский фестиваль единственным очагом модерна и остается. И на том спасибо. А Лондон к нам подъедет, я уверена. Переговоры-то продолжаются.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter