Какие книги стоит почитать

Матриархат на фоне леса

Книжный навигатор
Кацярына Глухоўская. Калi дрэвы растуць з галавы. Мiнск, Галiяфы, 2013.

Писать о дебютных книжках молодых поэтов сложно: перехвалишь — вдруг зазнается. Критикнешь — невзначай крылья подрежешь... Тем более, речь сейчас пойдет действительно о молодой поэтессе. Катерине — двадцать. Стихи, которые вошли в книгу, лучшее из написанного ею с 13 до 18 лет. В предисловии к сборнику Виктор Лупасин, автор эксцентричный, отметил, чем отличается поэзия Катерины Глуховской от стихов предшественников, тоже еще пребывающих в статусе молодых (как иронизируют, этот статус у нашего литератора может продержаться до пенсии). Итак, «вершы Кацярыны больш арганiзаваныя, чым гэта прынята ў цяперашнiм мэйнстрыме, — з дакладнай метрычнай i страфiчнай будовай». В них «няма нi нiсправяргальнасцi штампаў, уласцiвай «Бум–Бам–Лiту», нi ружовашчокага дэкадансу часоў Хадановiча, нi iранiчнага паўсцёбу, моднага ў канцы мiнулага стагоддзя». Понятно, что сборник «неровный» и предсказать дальнейшую творческую судьбу автора сложно — дебют есть дебют. Тут и «девические» стихи о моряках и русалках, впрочем, достаточно образные, чтобы не превращаться в «жестокий романс». Встречаются и вполне интонационно взрослые произведения, хоть и про расставание с детством:

Нi на воднай карцiне не будзе тваiх матылькоў,

Малака, паху дробных дзяцей ды майго кацяняцi,

Я дагэтуль прашуся на ручкi да стомленай мацi,

Ты дагэтуль глядзiш на сусвет, не знаходзячы слоў.

А есть стихи без примет возраста, в которых хочется «занатаваць: кожны гук, кожны пах, быццам бы костку, трымаць у зубах, як мышанятка — трымаць на далонi i адчуваць яго гэтак i так...», где мучительно ищутся слова, «i звалiлася з лесвiцы вершаў, нiбы з хмарачоса». Интересно, что в стихах Катерины, живущей в городе, явно чувствуются отголоски народных песен, а поскольку Катя учится на факультете философии и социальных наук, глубокие размышления ее поэтические строки не обошли.

Дорис Лессинг. Бабушки. ЭКСМО, Москва, 2014.

Нобелевскую премию Лессинг вручили за отображение «разделенной цивилизации» (злостно разделенной на мужчин и женщин). Короче, привкус феминизма есть во всем, о чем пишет лауреат, впрочем, ее взгляды в свое время простирались от коммунизма до суфизма, а темы — от фантастики до психологической прозы. В книге «Бабушки» — четыре произведения, но в каждом — история женщин, описанная без внутренней цензуры, с посылом — «право имеют». Героини «Бабушек» — две подруги, красивые, самодостаточные, которым вполне хватает общества друг друга. Так что мужья не выдерживают «вторых ролей». Но прекрасные дамы не одиноки — у них есть сыновья, духовно близкие. Так что немудрено влюбиться в сына подруги и завершить духовное единение физическим. Такие вот скелеты в шкафу у стильных бабушек, этаких матриархов, выгуливающих на пляже многочисленных внуков. В романе «Виктория и Стэйвни» Лессинг, выросшая в Южной Родезии, затрагивает еще одну свою магистральную тему — сложные отношения белых и черных. Темнокожая девушка Виктория рожает ребенка от белого парня и спустя годы объявляет ему об отцовстве. Парень из очень либеральной семьи, готовой принять новых родственников. Вот только уживется ли с играющими в демократию белыми аристократами Виктория, привыкшая к другой жизни? В общем, Лессинг всегда рассказывает историю — непростую и не имеющую тривиального решения.

Издания для обзора предоставлены книжным магазином «Академическая книга», Минск, пр-т Независимости, 72.

Советская Белоруссия №217 (24598). Пятница, 14 ноября 2014.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter