Материнский оберег

«Сердцем» Департамента охраны управляет женский коллектив

Немногие знают, что среди сотрудников Департамента охраны есть гражданский женский коллектив — «сердце» всей структуры

Благодаря женскому чутью и вниманию координируется работа всех нарядов групп задержания. От оперативности их работы зависит безопасность тысяч больших и малых объектов, имущества граждан, а порой и человеческая жизнь…

Чтобы лучше понять суть службы дежурной пункта централизованного наблюдения, наш внештатный корреспондент решила провести один день с коллективом сотрудниц Партизанского отдела охраны столицы. Ведь дежурные именно этого подразделения уже не один год одерживают безоговорочную победу в конкурсе на лучший пункт центрального наблюдения.

Дежурная смена

В Партизанском отделе работают четыре смены по пять человек, в более крупных районах дежурных, соответственно, больше. Рабочий график сотрудниц посменный: день—ночь по 12 часов. В 8.00 ночная смена сдает дежурство, а отдохнувшие работницы принимают смену.

Старшая дежурная вновь прибывшей команды Майя Аксеневич с радостью согласилась рассказать о своей работе. Однако предупредила, что отвлекаться она не имеет права, поэтому разговор нужно будет строить по ходу дела.

— Сейчас мы проверяем кнопки тревожной сигнализации на объектах. Записываем в рабочую тетрадь данные и время снятия. У нас около двухсот кнопок-объектов, где осуществляется охрана общественного порядка с помощью ручных систем тревожной сигнализации, и до 11 утра нужно их проверить. После 11.00, как правило, электромонтеры начинают выполнять плановые и внеплановые регламентные работы, при этом на автоматизированные рабочие места начинают поступать соответствующие сообщения. Вся информация, приходящая с объектов, фиксируется в ведомости учета рабочего времени электромонтеров.

…Беседа буквально каждые 30 секунд прерывается телефонными звонками, и Майя Петровна бодро отвечает, снимая телефонную трубку: «Доброе утро, пульт 14-й, слушаю вас…»

За долгие годы работы движения доведены буквально до автоматизма. В помещении, помимо старшей дежурной, трудятся четыре помощницы: на месте оказались Светлана Примакова, Светлана Гуринович, Наталья Жалевич, еще одна сотрудница находилась в отпуске.

Из каждого компьютера доносятся совершенно разные звуки. У кого-то объект снимается с охраны, у кого-то выдает неисправность, порой раздается сигнал тревоги, а громче всех срабатывает радиоохрана. Вдобавок ко всему на пульт поступает непрерывный поток телефонных звонков…

С непривычки очень сложно сосредоточиться в такой обстановке. Уже после десяти минут моего пребывания здесь в голове стоял неимоверный гул. Глядя на меня, женщины заулыбались:

— Не переживайте, с нами было то же самое, когда двадцать с лишним лет назад переступили порог этого отдела… Вся наша молодость прошла здесь, детки выросли на глазах друг у друга, вот Наташкины еще подрастают.

Наталья Жалевич самая молодая из сотрудниц. Стаж ее работы в коллективе между тем больше десяти лет.

— На работе мы проводим большую часть времени, поэтому переживаем вместе и горести, и радости, — делятся сокровенным милые дамы. — Мы будто одна семья, и если что-то не ладится, то знаем, что девчата обязательно поддержат и помогут — так у нас принято.

Время летит незаметно и быстро. Около десяти вновь погружаемся в работу.

— Самое сложное — все время концентрировать внимание на мониторе и быть предельно внимательной, — подчеркивает Майя Петровна. — Малейшее отвлечение может привести к непоправимым последствиям. Чтобы понять принцип нашей службы, понадобится не одна неделя. Впрочем, мы также порою все еще сталкиваемся со всякого рода нюансами. На то она и работа, чтобы постигать что-то новое: советуемся, подсказываем друг другу — решение обязательно находится.

По сигналу «Тревога»

На мониторе высвечивается сигнал «Тревога», ярко-алая табличка дает понять всю серьезность ее появления. С помощью радиостанции дежурная передает ближайшему экипажу адрес и причину сработки — объект снялся неизвестным ключом, а это фактически постороннее проникновение в охранную зону. Даже если это не вторжение, группа задержания все равно выбывает на место и устанавливает причины тревоги. После доклада наряда информация дублируется дежурному офицеру отдела, который координирует дальнейшие действия милиционеров, а в случае необходимости или опасности — высылает подмогу.

По сути, с помощью одного компьютера дежурная пульта может следить за состоянием свыше 1200 объектов. При снятии с охраны она видит, каким ключом отключается сигнализация. Как показывает практика, даже самые опытные клиенты охраны порой неправильно снимают или ставят квартиру под охрану. Поскольку своих дежурных они знают не один год, такая заминка быстро разрешается:

— Люди встречаются разные, — рассказывают женщины. — За столько лет мы уже по голосу определяем звонящих. Бывает, что ошибаются, с каждым случается. Как и в любой работе с людьми, без казусов, конечно, не обходится. Случается, и мы критике подвергаемся. Чаще со стороны пожилых людей и звездных персон. Первые, в силу возраста и недостатка внимания, срываются на нас. Последних же очень возмущает, что их не узнают или не с первого звонка поднимают трубку, когда знаменитость на проводе...

Кстати, в продолжение темы о снятии квартиры или объекта неизвестным ключом: в отделе при заключении договора на охрану клиент указывает подробную информацию о себе и близких, чтобы в случае опасности милиционеры могли действовать по обстоятельствам. Все данные заносятся в специальный журнал и отображаются в оперативных карточках на охраняемый объект. Фиксируется даже наличие домашних питомцев. Бывает очень неприятно, когда дежурный офицер выезжает для осмотра помещения, а в квартире его поджидает огромный пес… Однажды и вовсе в отделе долго не могли разобраться в происходящем. Сигнализация квартиры срабатывала несколько дней подряд, для осмотра выезжал наряд, направляли даже электромонтера для устранения неполадок. Исчерпали все варианты, а причину так и не нашли. А когда владельцы вернулись из отпуска, им пришлось сознаться, что нарушительницей спокойствия оказалась летучая мышь, о которой они забыли предупредить представителей охраны.

Время близится к 11.00, потихоньку электромонтеры начинают отмечаться с охраняемых объектов, проверять работоспособность сигнализации. Все поступающие сообщения о состоянии технических средств сигнализации за смену отражаются в рабочих тетрадях дежурных. Для доведения информации и проверки тех самых тетрадей приходит заместитель начальника Партизанского отдела Департамента охраны — начальник отдела средств и систем охраны подполковник милиции Максим Копач. Максим Иванович рассказывает сотрудницам об оперативной обстановке в городе, предупреждает о спецмероприятиях.

— Случается, люди недооценивают работу дежурных пульта, — говорит подполковник милиции Максим Копач. — А ведь они первыми видят и анализируют всю информацию об охраняемых объектах. Бывает, что срабатывание тревожной кнопки происходит по разным причинам: где-то неисправна телефонная линия, может произойти отключение электроэнергии и т.д. Эти моменты также находятся под контролем наших сотрудников, и своевременность прибытия экипажей охраны на место происшествия напрямую зависит от их оперативности. Помимо прочего, дежурные сотрудницы проводят сверки, обзванивают объекты, уточняют списки хозорганов, координируют работу электромонтеров. Выполняют огромный объем работы. В свою очередь мы стараемся поощрить их материально, когда есть такая возможность. Разнообразить досуг, организовывая как экскурсионные поездки, так и совместные мероприятия внутри отдела.

Им до всего есть дело

Ближе к полудню на пульте становится спокойнее. Звонков поступает гораздо меньше, и лишь электромонтеры предупреждают о выполненных работах на объектах. Радиостанция информирует о происходящем в районе. Одно из сообщений вызывает у нас всех бурю эмоций: на одной из столичных улиц найдена коляска с годовалым ребенком, в случае появления родителей им необходимо обратиться в местный РОВД.

— Увы, это не единичный случай, когда родители оставляют детей одних. Мы все мамы, а некоторые уже и бабушки, — тревожатся сотрудницы подразделения Департамента охраны. — Тем сложнее понять, как такое вообще могло произойти. Переживаем до конца смены, пока не услышим следующее сообщение, что родители ребенка найдены.

Снова сработала сигнализация в квартире — снятие с охраны осуществлялось неизвестным ключом. Ближайший наряд получает информацию о сработке и спешно выезжает на вскрытый объект. Параллельно оповещается дежурный отдела охраны. По прибытии к месту назначения милиционеры выясняют, что хозяйка квартиры предоставила ключи своей знакомой, которая неправильно воспользовалась электронным ключом. Дежурные проверяют ответственных лиц, указанных в журнале. Оказывается, квартира открыта действительно главным ключом владелицы, однако милиционеры не могут впустить неизвестную женщину, даже если она и родственница. Информация о ней в журнале отсутствует, поэтому пока хозяйка не позвонит в отдел, назвав необходимый пароль, дежурный офицер не может дать указание наряду впустить неизвестную гражданку в охраняемую квартиру.

Время уже глубоко за полночь, а женщины ни минуты не сидят без дела: если нет звонков и экран монитора не пестрит яркими табличками, они заполняют рабочие тетради, в которые заносят поминутную информацию о сработавших объектах и возникших неисправностях, чтобы утром электромонтеры оперативно устранили неполадки.

Что и говорить, насыщенная и интенсивная работа у дежурных пункта централизованного наблюдения. И пусть за один день не узнать всех тонкостей профессии, однако понять ценность материнского оберега можно.

На снимке: старшая дежурная смены Майя АКСЕНЕВИЧ.

Фото: Елена ЯРМОЛИНСКАЯ

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter