Материнский капитал.

Почему мужчина решился на святотатство, предстоит выяснить следствию. Мотив его преступления станет известен после заключения судебно-психиатрической экспертизы. А в это время ивьевчане пребывают в шоковом состоянии.

Сын похоронил умершую мать в подсобке и целый год получал за нее пенсию.

Дом, в котором было совершено преступление, ничем особенно неприметен. Такой, как и десятки стоящих по соседству на одной из центральных улиц города Ивье, что в Гродненской области. Через дорогу — церковь, недалеко — здание РОВД. Одноэтажный дом разделен на две квартиры. В одном из подсобных помещений Виктор* тайком “похоронил” свою мать. Люди, живущие по соседству, только спустя год заметили, что в окошке комнаты, где жила старушка, давно не зажигается свет.

Бабушку Шуру в Ивье знали многие. Скромная, тихая, набожная женщина всю жизнь проработала в местной школе уборщицей. Пенсионерка затворнический образ жизни не вела, но особо ни с кем не общалась. Выйдет в магазин, посидит возле дома на лавочке, словом с кем перекинется. Вот и все общение. Когда соседи, перестав ее видеть, интересовались здоровьем бабули, сын отвечал, что болеет. Ни у кого это подозрений не вызывало. Баба Шура хотя инвалидности не имела, но передвигалась с трудом — болели ноги. Знакомые сами в разговоре с ней стали замечать, что заговариваться стала. А потом и вовсе потеряла память. Бывало, пойдет куда-нибудь из дома и не вернется. Сын искал ее по городу вместе с нарядом милиции. А потом, чтобы такие случаи не повторялись, уходя на работу, Виктор запирал мать на ключ. Поэтому подозрений исчезновение старушки не вызвало. Никто и подумать не мог, что сын мать давно уже похоронил. Не на кладбище — рядом с собой.

...Счастливую семью у бабы Шуры создать не получилось. Хотя, наверное, в юности, она, как и все девушки, мечтала о крепком мужском плече. Замуж вышла поздно. Родила сына, когда ей уже было за сорок. А муж, не выдержав дополнительных обязанностей, оставил ее с ребенком на руках. Жили бедно, но милостыню ни у кого не просили. Каждое воскресенье женщина ходила на святую имшу в костел, приобщала к вере в Бога и сына. Вите нравилось слушать костельный орган, и он даже попросил у ксендза разрешить ему прислуживать в храме. В школе учился так себе. Любил с соседскими мальчишками погонять мяч на стадионе. Окончил Ивьевское ПТУ и пошел работать строителем. Но вскоре жизнь в глубинке молодого человека стала угнетать. И он, решив подзаработать, а потом, может быть, обзавестись семьей, поехал в Москву.

“И после возвращения домой в нем как будто что-то надломилось, — рассказывает их соседка Анна К. — Витя стал еще более замкнутым. Дружеские отношения ни с кем не завязывал. Работал на Ивьевском унитарном коммунальном предприятии бытового обслуживания населения. Стал выпивать. Когда наступила поздняя осень и темнеть стало рано, мы заметили, что в окне той комнаты, где жила баба Шура, никогда не загорается свет. На нашей улице во многих домах печное отопление. Если дома кто-то есть, сразу заметишь — дым идет из трубы. А у бабы Шуры, смотрим, никогда никто печку не топит. Потому и решили обратиться в местные социальные службы”.

Когда в районный центр обслуживания населения поступил сигнал, что стоило бы навестить одну болеющую бабушку, социальные работники сразу отреагировали. Пошли по указанному адресу, постучали в дверь дома, но им никто не открыл. Семья подозрений не вызывала. Старенькая мать, работающий сын. Судим не был, к административной ответственности не привлекался. Тогда соцработники решили встретиться с Виктором на месте его работы. При встрече он заверил, что мама болеет, сейчас находится дома, и даже предложил прийти и убедиться в этом. Когда социальные работники пришли в назначенное время к дому, выяснилось, что Виктор их просто обманул, он исчез, предчувствуя момент раскрытия преступления.

Милиции понадобились сутки, чтобы разыскать его. Виктор сразу сознался в том, что мама его умерла в декабре 2010 года, а он вместо того чтобы заявить о факте ее смерти, закопал ее в подсобке. Позже выяснилось, что сын исправно каждый месяц получал мамину пенсию, объясняя кассиру, что мать очень болеет и не может ходить. Женщина на свой страх и риск выдавала деньги 32-летнему Виктору без доверенности, и теперь ей придется отвечать за это по закону. За умершую пенсионерку сын получил около четырех миллионов, большую часть которых тратил на алкоголь. Теперь он задержан, в отношении него возбуждено уголовное дело по статье “Мошенничество”.

Почему мужчина решился на святотатство, предстоит выяснить следствию. Мотив его преступления станет известен после заключения судебно-психиатрической экспертизы. А в это время ивьевчане пребывают в шоковом состоянии.

— Не верю, что он решился на преступление в корыстных целях, — говорит соседка Елена П. — Он рос спокойным, прилежным мальчиком. Я его даже ставила своим сыновьям в пример...

— Горько осознавать то, что такие чудовищные поступки совершают люди, живущие рядом с нами, — признается директор территориального центра социального обслуживания населения Ивьевского района Лидия Носуль. — Ни коллеги мужчины, ни родственники — а у нас есть сведения о том, что на территории района проживает племянница умершей старушки — не обратили вовремя внимания на его внутреннюю трагедию. Центр социального обслуживания населения оказывает свои услуги на основе договора, заключенного с человеком, который сам заявил в письменной форме о том, что он в них нуждается. Под нашим вниманием находятся одинокие, а также одиноко проживающие граждане. Мы навещаем их, спрашиваем, какую помощь могли бы оказать. Бабушка не обращалась к нам за помощью. И одинокой ее нельзя было считать.

Виктор, судя по рассказам тех, кто его знал, любил свою мать. Ведь волновался, когда уходила из дома, искал ее, заботился как мог и как умел. Не знал любви отцовской, не ведал теплоты бабушкиных рук и дедушкиного совета, только мама была для него всей Вселенной. Тогда почему он не посчитал нужным похоронить ее по христианским обычаям и смерть самого близкого человека расценил как средство наживы? А может, когда умерла мама, Виктор хотел продолжать думать, что она где-то здесь, рядом? Все эти вопросы черными птицами кружились в голове всякий раз, когда пробовала начать писать об этом из ряда вон выходящем случае. Не спит уже которую ночь и мой муж, сам не так давно потерявший маму. Они с Виктором жили на соседних улицах и ходили в одну школу, играли в футбол на местном стадионе. Муж не может представить, что спокойный, работящий парень Витя оказался способен на кощунство. Если хотя бы кто-то из коллег, одноклассников, знакомых проявил не дежурный («Как дела? Что нового?») интерес, а искреннюю заинтересованность, неподдельное участие, неужели ни один мускул на его лице не дрогнул бы и он не поделился бы случившимся? Может быть, найди Витя человека, готового прийти на помощь, трагедии удалось бы избежать?
К сожалению, история не знает сослагательного наклонения...

*Имена изменены по этическим причинам

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter