Математики высшей пробы

Удивительные бывают совпадения. Вот, скажем, прошлым летом международная математическая олимпиада...

Удивительные бывают совпадения. Вот, скажем, прошлым летом международная математическая олимпиада проходила в Аргентине, в городе–порту Мар–дель–Плата (в переводе на русский — Море серебра). И из шестерых школьников, представлявших нашу страну, четверо вернулись домой с серебряными медалями: Алексей Семченков, Дмитрий Бобров, Артем Жук и Анастасия Танана. Но самое интересное: все победители — ученики минской гимназии № 41 имени В.Х.Серебряного (педагог здесь такой трудился). Словом, получилась история с тройным серебряным отливом. А теперь ребят объединяет еще одно важное достижение: юные математики стали лауреатами специального фонда Президента по поддержке талантливых учеников и студентов. За особый вклад в развитие способностей молодежи отмечены и их учителя — Леонид Лавринович, старший преподаватель кафедры методов оптимального управления БГУ, и Борис Комраков, доцент кафедры высшей математики БГУ.


На встречу с корреспондентами «СБ» в учительскую гимназии пришли почти все герои, не было лишь Анастасии. Единственная девушка в этой звездной компании — уже первокурсница одного из университетов Словении. Продолжить учебу без колебаний решила в математической сфере. Алексей и Артем сейчас в 11–м классе, а Дмитрий — в 10–м. Все умные, яркие, целеустремленные, мечтают стать успешными программистами и шутят, что трудно найти желающих сыграть с ними в преферанс — еще бы, когда партия может на три дня растянуться!


Кажется, опытные педагоги и любознательные ученики давно стали родными людьми. То и дело они весело подтрунивают друг над другом, вспоминают забавные моменты и обмениваются впечатлениями. Артем Жук честно признается: в пятом классе математика не была среди любимых предметов, а потом увлекся по–настоящему. Олимпиада в Аргентине для талантливого школьника стала второй, за год до этого он блистал на соревнованиях в Нидерландах. «Чтобы получить «золото», из 6 задач нужно решить 5. Справишься с четырьмя — «серебро» твое. Саму олимпиаду пишем два дня, потом руководители обсуждают решение с членами жюри, а мы в это время отправляемся на различные экскурсии». Впрочем, голландское соревнование оказалось более запоминающимся. Чего стоило только катание на парусниках! Да и кухня больше пришлась по вкусу. Аргентинские организаторы, вспоминают ребята, ограничились экскурсией в зоопарк водных животных, смотреть на которых пришлось из окон автобуса — с погодой не очень повезло, ведь в Латинской Америке как раз была зима. Пока школьники восстанавливали силы после сложных олимпиадных заданий, в Минске их педагоги буквально не отходили от компьютера — через интернет отслеживали результаты. Леонид Лавринович признает: интрига сохранялась до последнего.


Любопытно, что ученики гимназии № 41 показывают на международных математических олимпиадах высший пилотаж из года в год. Но при этом каждый раз им упорно приходится доказывать свое право быть среди лучших — на общих основаниях участвовать во всех этапах республиканских соревнований. Нынче на последний тур из 22 участников минской команды от школы едут 13, а был и рекорд — 18 из 25. Весной самых–самых пригласят на сборы на базе Лицея БГУ, тут ребята корпят над супертрудными задачками, после чего путевку на международный этап получают лишь шестеро — такой лимит для всех стран–участниц. «Если вариться исключительно в своем соку — хороших результатов не покажешь», — считает Леонид Лавринович, поэтому на тренировки к нашим математикам приезжают коллеги из Литвы. Стараются преподаватели и как можно чаще отправлять своих подопечных на состязания за границу, скажем, в Санкт–Петербург. Увы, все чаще за свой счет. Но главное отличие подготовки чемпионов — преемственность, подмечает Борис Комраков:


— Наши старшие ребята охотно занимаются с младшими. Например, была у нас ученица Полина Худякова. Сейчас она третьекурсница БГУ, а в гимназии тренирует группу по задачам международных олимпиад. Ее в свое время так же учили другие. Вот и Дима работает с восьмиклашками, а Леша и Артем — с ребятами седьмого класса. Около 80 процентов наших участников олимпиад становятся потом студентами Белгосуниверситета, проводят математические турниры для школьников и, уже будучи четверокурсниками, интересуются, как там их подопечные.


По секрету юные победители раскрыли нам кое–какие олимпиадные «фишки». Например, есть на международных соревнованиях своя традиция — обмениваться друг с другом национальными деньгами. Даешь белорусские рубли — взамен получаешь китайские юани или аргентинские песо. Некоторые участники проявляют своеобразную смекалку. Алексей Семченков вспоминает: «Шпаргалки на саму олимпиаду не пронесешь, зато можно брать любую еду. Тут ребята из Украины отличились — прихватили с собой пиво». Самый младший и скромный Дмитрий Бобров немногословен, а ведь свое «серебро» он выиграл девятиклассником! Для международных соревнований это целое событие: задания у всех участников одинаковые, а разделения по классам и возрасту нет...


К слову, основные соперники для наших ребят сейчас — страны Юго–Восточной Азии. Скажем, в Китае уже за год до олимпиады известен состав команды, которую целенаправленно готовят. У нас, с сожалением отмечают педагоги, это скорее нечто вроде полулюбительского спорта, ведь высокие результаты немыслимы без очень серьезных тренировок. И потом, если по всему миру вузы зазывают победителей олимпиад к себе в студенты, то наши почему–то не торопятся...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter