«Акация», «Гвоздика», «Штурм» — мы погрузились в грозную романтику артиллерийских войск

Матчасть учат залпом

Послезавтра артиллеристы и ракетчики отмечают свой профессиональный праздник. Уже по традиции я собираю чемоданы, чтобы отправиться в очередное подразделение и привезти оттуда репортаж. На этот раз дорога недальняя, под перо и в прицел фотокамеры попали военные 310-й гвардейской группы артиллерии из состава 120-й отдельной гвардейской механизированной бригады в Уручье.

Командиров орудий, отделений управления, водителей-механиков самоходок обучают в учебных воинских частях, наводчиков — уже здесь, своими силами, а «зеленых» резервистов после военных кафедр обучают с нуля, как и солдат срочной службы.


Это он, артдивизион

Военные — люди конкретные, у них все по плану. И праздник тоже: торжественное построение на плацу 120-й ОМБр, чествование воинов-артиллеристов, ветеранов, праздничный концерт и офицерское собрание. А пока же насущная работа не ждет: делу время, а празднику понедельник. Большая часть личного состава сейчас в парке, чтобы подготовить технику к зиме. Значит, нам дорога в парк, что в километре от штаба. 

В группе артиллерии три дивизиона: самоходных орудий 2С3 «Акация» и 2С1 «Гвоздика», реактивный артиллерийский дивизион БМ-21 «Бел- Град», а также отдельные подразделения — батареи противотанковых ракетных комплексов «Штурм» и минометная батарея 120-миллиметровых минометов «Сани».

Залп дивизиона РСЗО «БелГрад» — и на голову противника за 20 секунд прилетает 720 снарядов.

В боксах кипит работа: на одной машине солдаты меняют амортизатор, а к той, что с громадной трубой на броне, боец примеряет подкрылок, чтобы затем его приварить. Поясняет мне: 

— Это бронированный ремонтный тягач, а наверху — труба-лаз. Тягач вытаскивает технику, например самоходки, из грязи. Может доставать боевые машины даже из-под воды.

Казарма в три этажа, в компанию к артиллеристам — один кубрик зенитчиков. Проживают здесь только солдаты срочной службы. 

Рядом с тягачом стоит машина, похожая на корабль, — это командирская машина управления. К слову, у нее два двигателя — второй вырабатывает электричество, которое бежит по ее венам. Это машина управления командира гаубичного самоходно-артиллерийского дивизиона 2С3 гвардии майора Алексея Адамовича.

Обычно машины управления представляют из себя кабины на шасси грузовиков. А здесь, по сути, голая броня и гусеничная ходовая часть. Комфорта командиру маловато, сидишь, как в танке.

Гвардии майор Алексей АдамовиЧ в этом году завоевал звание лучшего командира артиллерийского дивизиона 2С3 Вооруженных Сил.

— В бою комфорт не главное, — лаконичная ремарка от Алексея Адамовича. — Зато машина проходимая, мы же самоходный дивизион — должны постоянно совершать маневр. 

В бою командир дивизиона и командиры артиллерийских батарей всегда с пехотой на переднем крае, управляют огнем своих подразделений. Огневые взводы самоходных орудий находятся в нескольких километрах позади, ведь максимальная дальность стрельбы «Акаций» 17 километров. Алексей Адамович управляет тремя батареями, связь по радио.

Зарычала самоходка, выезжает из ворот для фотосессии.

Электронных помощников нет, все расчеты данных для стрельбы — в голове, помогают разве что простые механические системы, например лазерный дальномер, буссоль, и глубокие знания в математике. 

Тяжело в учебе, легко в бою

Командиров орудий, отделений управления, водителей-механиков самоходок обучают в учебных воинских частях, наводчиков — уже здесь своими силами, а «зеленых» резервистов после военных кафедр обучают с нуля, как и солдат срочной службы. Первые сборы — начальная военная подготовка на базе бригады, а дальше постигают военное ремесло на полигонах.

РСЗО «БелГрад» — правнуки легендарной «катюши».

Фотосессия в стиле милитари

Самоходные артиллерийские установки (САУ) стреляют с закрытых огневых позиций. «Акация» даже может и прямой наводкой «угостить» противника. Правда, сами самоходки не сильно защищены от снарядов и ракет противника, например нет активной брони, как на танке. В принципе, она им не сильно и нужна, стреляют САУ вне зоны досягаемости противника. В крайнем случае перед лицом противника смогут дать ему отпор огнем из пулемета ПКТ.

За казарму артиллеристам не стыдно: она комфортная и уютная.

Уже не терпится увидеть самоходку воочию. Мы подошли к боксам, где они хранятся. Пока гвардейцы-артиллеристы готовят «Акацию» к выходу, мы с командиром дивизиона ненадолго зашли на пункт обогрева напротив. Обычная солдатская палатка, посреди в тесной печурке бьется огонь. Алексей Адамович продолжил рассказывать о технике. И буквально между делом упомянул, что он в этом году завоевал звание лучшего командира артиллерийского дивизиона 2С3 Вооруженных Сил. Скромность украшает офицера. 

Зарычала самоходка, выезжает из ворот для фотосессии. К корме самоходки привязано бревно — подкладывать под гусеницы, когда застрянешь. Этот «тюнинг» органично вписался в дизайн, как с завода там и лежал.

Из закрытых ворот соседних боксов торчат красные тросы. Они нужны для быстрой буксировки техники, например в случае пожара. Чуть подальше хранятся минометы 2С12 «Сани», которые перевозятся на грузовиках отечественного производства «Волат». Весит каждый миномет около 300 кило-граммов.

Максимальная дальность стрельбы «Акаций» 17 километров.

Не забывай свои корни

В других боксах «квартируют» РСЗО «БелГрад» — правнуки легендарной «катюши». Очень эффективное оружие, оно поражает площадные цели. В пакете боевой машины 40 снарядов, столько же в боеукладке и транспортно-заряжающей машине. Отстрелять можно и не все сразу, по несколько снарядов «порционно». Заряжаются они вручную. Один снаряд весит 75 килограммов, а расчеты боевой машины — всего четыре человека: руки быстро накачаешь, пока зарядишь весь пакет.

Стреляет «БелГрад» осколочно-фугасными, зажигательными, кассетными и снарядами повышенной дальности на расстояние до 40 километров. Залп дивизиона — и на голову противника за 20 секунд прилетает 720 снарядов. Только надо сразу делать ноги, не дожидаясь ответа.

Заряжают РСЗО «БелГрад» вручную. Один снаряд весит 75 килограммов, а в расчете всего четыре человека — руки быстро накачаешь, пока зарядишь весь пакет.

Ведь для солдата главное...

На территории бригады строевой плац один из самых больших, что я видел, размером с футбольное поле. В другом его конце казарма группы артиллерии, а перед ней на постаментах две боевые ЗиС-3, пушки времен Великой Отечественной. Казарма в три этажа, в компанию к артиллеристам — один кубрик зенитчиков. Проживают здесь только солдаты срочной службы. 

За казарму артиллеристам не стыдно: она комфортная и уютная, оснащена всем необходимым современным оборудованием, даже стиральные машины есть. На солдатских тумбочках — фото их любимых девушек, такого я еще ни в одной части не видал.

Перед казармой на постаментах две боевые ЗиС-3, пушки времен Великой Отечественной.

ikras@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter