Мастеровые

В глубинке не перевелись потомственные умельцы

В глубинке не перевелись потомственные умельцы


Быть умельцем, мастером своего дела почетно всегда. В прежние времена нередко навыки того или иного ремесла передавались в семье по наследству: от отца — к сыну, от деда — к внуку. Люди знали: умелые руки и от скуки избавят, и куском хлеба всегда обеспечат. Механизация и технический прогресс не снизили спрос на мастеров. Как ценились лет 100 назад потомственные печники, столяры, кузнецы, резчики по дереву, так ценятся и теперь.


Деревня Боровица в Кировском районе своими мастеровыми славится давно. На какую улицу ни попадешь, обязательно покажут дом, где живет настоящий профессионал своего дела.


Дерево — «душевный» материал


Иван Аркадьевич Фирагин, столяр и плотник столярного цеха местного машинного двора, только что закончил делать оконные рамы для здания, в котором работает.


— Отличное качество, — одобрил работу сопровождавший меня председатель Боровицкого сельисполкома Василий Таркан. — На смену окнам ПВХ придет еще какое–нибудь новшество, а традиционные деревянные рамы, филенчатые двери наверняка и через век не выйдут из моды. Потому и не должны сельские мужики забывать профессии, востребованные во все времена.


Интересно, что 57–летний Иван Фирагин свои специальности приобретал вовсе не в профессионально–техническом училище. Набирался опыта у отца и у других сельских умельцев. А вот отец мастера Аркадий Архипович выучился в 1939 году в фабрично–заводском училище Могилева на столяра и даже успел, прежде чем в деревню вернуться, поучаствовать в строительстве Дома Советов в областном центре.


— Я еще подростком многому от него научился, но начинал трудовую биографию все же в другой сфере, — вспоминает Иван Аркадьевич. — По комсомольскому призыву окончил Минскую школу милиции, 4 года работал по специальности в Иркутской области. А когда по семейным обстоятельствам вернулся на родину, здесь и потребовались мои умелые руки.


Сначала он преподавал труд в школе, потом устроился в мастерскую местного сельскохозяйственного предприятия.


90–е годы прошлого века... Тяжелые времена, символические зарплаты. Здесь приходилось делать все, что нужно для сельского строительства, — обрабатывать доски для пола, фронтонов, потолков.


— Несмотря на низкие заработки, в тягость эта работа не была никому, — вспоминает мастер. — Дерево — материал теплый, «душевный». Работаешь с ним и одновременно о жизни размышляешь, нужные решения проблем находишь... Не зря большинство представителей нашей профессии — люди спокойные и степенные.


Сын мастера Игорь по стопам отца не пошел, работает в МЧС. Но всеми своими секретами Иван Аркадьевич все равно с ним поделился: пусть хотя бы в собственном доме будет настоящим хозяином.


Хранитель домашнего очага


Следующий адрес, по которому я направляюсь, — дом 45–летнего Михаила Шлапакова. Он работает истопником при сельсовете, но по призванию — печник. Сначала складывал печи, камины вместе с отцом. Но вот уже 20 лет работает сам: делает домашние очаги всем, кто об этом попросит.


— Складывать, ремонтировать печи приглашают со всей округи, так что скучать не приходится, — не скрывает мастер. — Заказы поступают даже из России. Только в своем районе я сложил не менее 50 печек, а сколько за его пределами — со счету сбился.


Он знает о печках все. Порекомендует, как правильно расположить печь в доме, какие выбрать для нее кирпич и глину, как сделать фундамент и дымовую трубу. Молодежь, которая только начинает учиться печному делу, да и мужики, задумавшие самостоятельно сложить камин или кухонную плиту, постоянно обращаются к Михаилу за консультациями. Мастер дает советы бесплатно, никому не отказывая.


Среди сельчан он человек уважаемый, как и каждый, кто достиг в каком–либо деле вершин мастерства. К тому же к печникам отношение в деревне и вовсе особое: в старину в комнате даже бранное слово нельзя было произнести, если в ней размещалась печка.


От Рублевки до Барсуков


Во дворе с фигурной калиткой стоит дом резчика по дереву Ивана Котова. Мастеровых у него в роду не было, но парень сам оказался талантливым: в 80–е годы прошлого века поступил в Бобруйское художественное училище на специальность резчика по дереву и инкрустатора, выдержав конкурс в 11 человек. В училище тогда приезжала талантливая молодежь со всего Советского Союза.


Сейчас ему 48 лет. Иван — рабочий Кировской спортшколы по линейному ремонту. Однако в свободное время берется выполнить любой сложный заказ. Беседки, панно, колодцы, лестницы, скульптуры, купели, бочки, наличники, рамки для картин... Все может!


Сразу после училища Иван некоторое время работал учителем труда в известном колхозе «Рассвет». Потом ездил по просторам Советского Союза: заказов у мастера хватало. Одна его работа есть даже на богатой российской Рублевке — двухметровая скульптура медведя. Оформлял дачи, дома культуры в Питере, Коми. И все же его всегда тянуло в родную деревню. Сколько умельца ни звали перебраться в большие города — отказывался. Говорил, что там вдохновение может пропасть.


Оборудовал себе мастерскую в родительском домике, в которой делает эскизы будущих работ, а затем и сами скульптуры.


— Работы для меня в районе — непочатый край, — утверждает мастер. — Зовут и в школы, и на предприятия. Недавно пришлось оформлять туристическую базу в Барсуках, вход в школьный двор. Скоро возьмусь за новый заказ: попросили сделать площадку для барбекю, украшенную фигурой кавказца с шашлыком в руке.


Кроме творчества, у мастера есть еще одна неординарная задумка, которую он мечтает реализовать. Иван Котов считает, что всех местных умельцев нужно объединить в районную творческую мастерскую.


— Вместе мы будем великая сила! — коротко объясняет он суть идеи.


Компетентно


Василий Таркан, председатель Боровицкого сельисполкома:


— «Рукастые» мужики в наших краях жили испокон веков: деревня всегда своими мастеровыми славилась. Еще живы старики, обучившие когда–то ремеслам нынешних умельцев. Правда, сами уже работать не могут — силы не те. Заменить их есть кому: наши мастера, к счастью, не разбрелись по городам. В деревне с ее 672 жителями дело для них всегда найдется. Тем более что сейчас Боровица — не просто деревня, а агрогородок с хорошо налаженным бытом. Люди стремятся жить комфортно и красиво. И природа у нас замечательная — на творчество вдохновляет...


Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter