Мастера печатного дела

Кандидаты в президенты швыряются деньгами направо и налево

Кандидаты в президенты швыряются деньгами направо и налево

В предвыборной гонке представлены кандидаты разных профессий. Есть инженер Статкевич, юрист Усс, целых два экономиста — Терещенко и Романчук, дипломат Санников, поэт Некляев… Но эти господа явно что-то скрывают о своих познаниях. Ибо откуда они возьмут столько денег, чтобы выполнить свои предвыборные обещания. Например, такие, как учреждение материнского капитала в 25 тысяч долларов за ребенка. Плюс повышение зарплат молодым специалистам и немолодым профессионалам, коренная модернизация экономики, грандиозные инвестиции в инновации и науку… Что-то тут нечисто. Не могут же взрослые и неглупые мужики – все с высшим образованием — разбрасываться миллиардами, точно подвыпивший Попандопуло. А вдруг сбудется мечта и народ проголосует за кого-то из них?! Где тогда столько денег взять?! Свой секрет кандидаты хранят в тайне. Только Виктор Терещенко разоткровеничался: деньги напечатаю.

Если бы проводился чемпионат мира по игре в настольную детскую игру «Монополия» (предназначена для младшего и среднего возраста), в республике сразу бы нашлось, как минимум, три кандидата в победители. Замечательная забава эта «Монополия». Бросаешь фишки, покупаешь заводы и отели, ворочаешь огромными капиталами, которые прирастают сами собой, когда в очередной раз твоя фишка проходит через старт… Если поединок затянулся и купюры штатного игрового набора закончились, не проблема быстренько провести эмиссию посредством лазерного принтера. Нечто подобное предложил и Терещенко: если денег не хватает, напечатаем другие, свободноконвертируемые, по курсу три рубля за доллар. Однозначно снимаю шляпу перед такой идеей. Нравится до безобразия. Но каждый глобальный проект требует предварительной пилотной обкатки. Готов выступить подопытным кроликом и обменять свою «заначку» у Виктора Терещенко. Только одно условие: доллары должны быть американские, а не зимбабвийские.

Финансовые инъекции в народ Владимира Некляева выглядят несколько блекло по сравнению с изобретением коллеги. Не хватило ему размаха экономиста-теоретика: всего-то и пообещал 25 тысяч долларов родителям при рождении ребенка. Для реализации такого проекта и потребуется малость – 3—4 миллиарда «зелени» в год при нынешнем уровне рождаемости. Если произойдет демографический взрыв, планка может подняться до 6—8 миллиардов. Мелочь, 15—20 % от бюджета. Ярослав Романчук в такой компании несколько потерялся, скромно предложив пособие матерям, воспитывающим детей. Почти нищенское на общем фоне – около 150 евро. По валюте исчисления благ сразу можно определить приверженность Ярослава европейским ценностям. Чтобы облагодетельствовать всех родителей, ежегодно Романчук грозится находить в бюджете лишних 3—4 миллиарда евро. С макроэкономической точки зрения масштабы задумки сопоставимы с проектом Некляева.

Без выборов было бы однозначно скучно: не увидел бы многих кандидатов по телевизору. Неформатные они для стандартных проектов. Для «Comedy Club» – слишком серьезные. Для деловых передач – слишком мечтательные. А вот в историческом фильме могли бы сняться. Идее-то восполнять финансы за счет печатного станка – в обед триста лет. Французы предложили полиграфическое решение финансовых проблем еще в 18-м веке. Несколько месяцев экономика цвела и пахла, пока мгновенно не зачахла. Авторы инновации с трудом спаслись от народного гнева, той самой площади, на которой самозабвенно сконцентрировались Григорий Костусев и Николай Статкевич. Пытался залатать бюджет и осчастливить почти всех сто лет назад председатель Временного правительства России Керенский. Но его «бумажки» не восстановили финансы империи, а талантливому оратору и бездарному управленцу пришлось бежать из Зимнего в женской одежде. Немецкая Веймарская республика тоже баловалась печатным станком, и что получила в ответ — знаем. Потом пальму первенства перехватили США. Теперь не знают, как избавиться от наркотической зависимости перманентных дополнительных эмиссий: ФРС превратилась в концерн по производству денег, а они все утекают за рубеж, и их постоянно не хватает для катализации внутреннего спроса. А тут еще Китай грозится попросить отоварить хранящиеся в его ЗВР триллионы долларов… Это же крах финансовой системы. Уже не первый год гордый Вашингтон заискивающе уговаривает Пекин не делать резких движений. А еще лучше – сделать свободно конвертируемым юань. Тогда китайское правительство не сможет жестко регулировать его курс, а на биржах в нужную для США сторону цену юаня «подкрутят» профессиональные спекулянты.

Словом, наштамповать много денег, чтобы всем хватило, – замечательная мысль. Но она устарела, как пейджер во времена GSM-связи. Лет 30—50 назад «политика печатного станка» могла проскочить. Ее и провернули некоторые страны. Но время летит: одинаковая афера не может «сыграть» многократно. Даже обыватели, которых жестко научил опыт финансовых пирамид, знают одну истину: деньги не могут коваться на печатных станках, их производят на заводах – только реальные товары придают ценность бумагам с номиналом, которые называются банкнотами…

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter