Телеобзор от Валентина Пепеляева

Мастера компромисса

Полуночный ковбой Говорухин — «Он же — Гога...» — Кто идет за «Жигулевским»? — Блондинка под углом зрения

Как ополчились снобы Борис Берман и Ильдар Жандарев в очередном выпуске программы «На ночь глядя» на режиссера Станислава Говорухина, легкомысленно согласившегося стать их полуночным гостем! Задушевной беседой и не пахло, а были в студии беспардонные выкрутасы со стороны ведущих. Журналисты пытались загнать режиссера в ловушку: мол, как вы, весь такой вальяжный и благополучный, можете понимать драму героя повести Сергея Довлатова «Компромисс», экранизацию которой «Конец прекрасной эпохи» недавно сняли. Нос у вас в дорогом табаке, Станислав Сергеевич, и всей боли героя вам, лауреату и депутату, не понять.

Говорухин возражал, что вполне представляет себя на месте героя повести. Однако ведущие слышали только себя и пытались гостя подколоть. Душевного разговора не получилось, не захотел режиссер устраивать душевный стриптиз. Ограничился лишь признанием, что на компромиссы идет часто, соблюдает правила существующей игры, а Довлатова видел мельком один раз «живьем» в американской библиотеке. Но познакомиться с ним не решился, о чем до сих пор сожалеет.

Вот уж кого тоже можно причислить к виртуозами компромисса, так это мастодонтов советского искусства — Георгия Товстоногова и Сергея Бондарчука. В пантеоне советских деятелей культуры они занимают первые места. Их официальные биографии составлены, портреты давно написаны и висят в позолоченных рамах. Но с годами краска на них блекнет и, к нашей радости, в образе проступают живые человеческие черты. Спустя многие годы озвучиваются подробности, о которых раньше не говорили. Свидетельства очевидцев становятся все смелее. Документальный фильм «Легенды о Гоге», посвященный 100–летию со дня рождения Товстоногова, тому подтверждение.

Создатель первой советской театральной «фабрики звезд», сын «врага народа» Георгий Товстоногов руководил БДТ 30 лет и 3 года. Ему многое позволялось, но до определенной поры. В 70–е вдруг повеяло холодком в сторону театра от городских властей Ленинграда. Он рисковал, лавировал, решал судьбы. «Сохранение театра обязывало к компромиссам», — уверен актер Сергей Юрский. Сегодня он совсем не держит зла на режиссера, который в какой–то момент попросил Юрского «на выход с вещами». За что? А просто слишком резво актер стал проявлять себя в режиссуре.

«Товстоногов — это чудо, которое я не заслужила! — с фирменным томным придыханием шепчет Татьяна Доронина. — И это чудо я предала!» Сколько запоздалых раскаяний!

В последние годы Георгий Александрович носил в кармане на всякий случай запасную эмблему машины «Мерседес», которую устанавливают на капоте. Однажды с его «Мерседеса» фисташкового цвета этот знак отвинтили. «Какой же это теперь «Мерседес!» — сокрушался он. Режиссер был страстным автолюбителем и к автомобильным фетишам относился трогательно. Помощница заказала в мастерской сразу несколько штук отличительного знака этой автомобильной марки.

Кроме воспоминаний коллег, в фильме «Легенды о Гоге» авторы сделали заметный акцент на личной жизни худрука БДТ и упомянули почти всех пассий, официальных и неофициальных жен, помощниц, секретарш. Как–то это снизило впечатления от рассказа. За бутылочкой вина и легкими закусками усадили актеров БДТ... Зачем? Чтобы лишний раз напомнить: место актеров в буфете?

А вот рассказ Сергея Соловьева о Сергее Бондарчуке в цикле «Те, с которыми я...», напротив, показался трогательным. Однажды Бондарчук пригласил Соловьева в гости на «фирменное английское пиво», а того в доме не оказалось. «Федька все пиво выпил! Точно тебе говорю!» — сокрушался режиссер. Пришлось идти в магазин. Но не вопросы английского пивоварения были основными во время встреч Соловьева с Бондарчуком, а творчество, поиск, риск, предощущение перемен...

Этого масштаба и легкости не хватило в программе «Сегодня вечером», посвященной актрисе Татьяне Догилевой. Тема пристрастия к горячительным напиткам стала основной. Как будто не было у Догилевой за плечами ни серьезных работ, ни режиссерских опытов в театре. Бескомпромиссного и крайне недипломатичного в этот вечер ведущего Андрея Малахова интересовали только три темы: алкоголь, развод и пластическая хирургия. За актрису было обидно.

pepel@sb.by

Советская Белоруссия № 189 (24819). Пятница, 2 октября 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter