Юбиляры этой зимы — знаменитые купаловцы Геннадий Овсянников и Борис Герлован

Мастера и современники

В этом декабре два юбилея корифеев Национального академического театра им. Я. Купалы сошлись во времени и пространстве: 65 лет работы на театральной сцене отметил 7 декабря народный артист СССР и БССР Геннадий Овсянников, а 25 декабря 85‑летие отпразднует главный художник театра Борис Герлован. Оба мастера — фундамент купаловской эстетики, самого духа театра.

За эти годы Геннадий Степанович Овсянников сыграл почти 90 ролей белорусского, русского и зарубежного репертуара. Пустаревич в «Павлинке», Терешка Колобок в «Трибунале» Андрея Макаенка, Василь в «Вечере» Алексея Дударева, Авдей в «Страстях по Авдею» Владимира Бутромеева и многие другие роли стали этапными не только для Купаловского, но и для всего белорусского театра. Среди наград артиста — приз Белорусского союза театральных деятелей «Хрустальная Павлинка» (2006), премия ­Президента «За духовное возрождение» (2008), медаль ­ЮНЕСКО (2015) и многие другие. Артист никогда не почивал на лаврах, шел вперед, рисковал, пробовал новое. Многих Овсянников поразил в роли отставного контр‑адмирала Ревунова‑Караулова в белорусско‑российской «Свадьбе» по Чехову. Сегодня его можно увидеть в спектаклях «Паўлiнка», «Вечар», «Час жыцця».

Геннадий Овсянников в спектакле «Час жыцця».

— С дядей Геной всегда хорошо находиться вместе на сцене и партнерствовать, — признается художественный руководитель театра им. Я. Купалы заслуженная артистка Беларуси Ольга Нефедова, — потому что он дает тебе очень много. Его мудрый взгляд с прищуром вселяет в тебя уверенность. Все наши совместные спектакли, в которых мы взаимодействовали, каждый раз огромная радость.
Овсянников — партнер, который всегда тебе помогает, всегда тебя слышит. Его отличает естественность, он как будто не играет, а живет на сцене.
— Геннадий Степанович — замечательный актер и удивительная личность, — говорит заслуженный артист Беларуси Владимир Роговцов. — Он всегда разный, обладает не только комедийным дарованием, но и глубоким трагизмом. В жизни радостный, встречающий тебя с улыбкой, что бы ни происходило, трепетно относящийся к профессии. С большим удовольствием играем с ним вместе в нашей недавней премьере «Час жыцця». У него в спектакле несколько пронзительных сцен. И я снова восхищаюсь им! Его умением выстраивать характер через психологию, создавать объемный образ через глубокую внутреннюю работу, а не просто показывать какой‑то яркий внешний острый рисунок. Он знает наизусть «Василия Теркина» Твардовского, он очень эрудированный и образованный человек. Это действительно театральная эпоха. Все эти годы Овсянников поражает меня органичным сочетанием драматического и лирического дарования в работе.

Борис Герлован.
Борис Герлован начал работать декоратором в Купаловском с 1962‑го, а главным художником стал в 1976 году. Борис Федосеевич сотрудничал со многими талантливыми режиссерами своего времени — Борисом Эриным, Георгием Щербаковым, Владимиром Маланкиным, но именно в тандеме с многолетним худруком Купаловского театра Валерием Раевским создал лучшую и большую часть своих постановок. Более 100 спектаклей поставил на сцене театра, работал в других городах Беларуси, а также в России, Польше, Ирландии и Словении. Среди его лучших и наиболее ярких работ — «Мещанин во дворянстве» Мольера, «Последний шанс» Василя Быкова, «Мудромер» Николая Матуковского, «Ромул Великий» Фридриха Дюрренматта, «Князь Витовт» и «Черная панна Несвижа» Алексея Дударева и многие другие. Герлован — заслуженный деятель искусств БССР (1977), народный художник Беларуси (1990). С 1991 года преподает в Белорусской государственной академии искусств, где воспитал целую плеяду учеников. Образный, ассоциативный язык его художественного решения поднял белорусский театр в свое время на новую высоту.

— Борис Федосеевич — художник‑профессионал с большой буквы, — не стесняется комплиментов худрук театра Ольга Нефедова.  Его декорации всегда раскрывают замысел драматурга, продолжают мысль режиссера. Они создаются с философией, с подтекстом, с большим смыслом, они поистине грандиозны.

Без Герлована невозможно представить Купаловский театр, соглашается и актер Владимир Роговцов:

— Его декорации всегда метафоричны, поэтичны и образны. Особенно он поразил меня решением спектакля Валерия Раевского «Эрик XIV» по пьесе Августа Стриндберга, когда на сцене было несколько тонн воды.
Борис Федосеевич свободно себя чувствует в разных стилях и эпохах, в историческом материале и современности. Такая художественная универсальность, зоркость и проницательность тоже в нем поражают.
Напомним, совсем недавно на 8‑м Республиканском фестивале национальной драматургии в Бобруйске именно Борис Герлован получил награду в номинации «Лучшая сценография» за постановку «Чорная панна Нясвiжа».

pepel@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter