Владимир Коган — один из основателей нашей школы бокса

Мастер удара

Боксерский талант будущего легендарного чемпиона и тренера проявился рано и весьма ярко. Придя в секцию завода имени Ворошилова вслед за старшим братом Матвеем, Владимир очень быстро проявил себя как техничный и сильный боец с твердым характером. Азы боксерской науки новичок постигал под руководством известных мастеров довоенных лет Николая Цырлина и Михаила Панасюка и уже через год занятий выиграл первенство Минска, а еще через два 17-летний боксер сенсационно стал чемпионом республики среди взрослых. 


В семье Коганов было четыре брата и все серьезно занимались спортом: улица никогда слабаков не жаловала, но четырех братьев-крепышей дворовая шпана побаивалась. А силушки Коганам было не занимать: Арон до войны стал чемпионом Беларуси по тяжелой атлетике, Александр — по классической борьбе, Матвей, как и Владимир, до войны трижды выигрывал первенство республики по боксу. Во время войны он пропал без вести, как погиб и где похоронен, неизвестно до сих пор. Арона на фронт не взяли, у него было слабое зрение, а Александр воевал в авиации.


С будущей женой Верой Гвоздецкой Владимир Львович познакомился случайно в 1939 году на первомайской демонстрации в Минске. К тому времени отец Веры, работник одного из наркоматов БССР, был арестован и сидел в тюрьме. Девушка так и заявила при знакомстве: “Я дочь врага народа!” Об этом мне рассказал сын Владимира Львовича Олег: “Прожили мама с папой в любви и согласии до последних своих дней, хотя испытаний на их век хватило с лихвой”.


В сентябре 1940 года Володю призвали в армию и направили в авиашколу в Омск. Тогда он и не догадывался, что расстается с любимой на долгие пять лет...


Во время войны многие верили в приметы и талисманы, Владимир Львович в какой-то мере и сам был таким талисманом. Почти всю войну летал стрелком-радистом в экипаже командира 55-го бомбардировочного авиаполка капитана (в будущем генерал-майора) Николая Ватолина. Однажды на фронте Владимир случайно встретился со знакомым боксером. Погода стояла нелетная, и друзья несколько перестарались, отмечая встречу. Начались боевые вылеты, а загулявший Владимир до аэродрома не добрался. Комполка улетел на задание с новым стрелком, но был сбит и с большими приключениями вернулся в часть. Первое, что он после этого сделал, — вернул проштрафившегося стрелка в экипаж и больше ни разу его самолет не сбивали...


Пройдя всю войну без единой царапины, Владимир Львович имел в послужном списке 140 боевых вылетов, каждый из которых мог стать последним. Ведь на фронте винтокрылая машина жила в небе в среднем 8—10 вылетов! Первая его боевая награда, которой он очень гордился, была медаль “За отвагу”, полученная в феврале 1943 года, а в июне 1944-го грудь старшего сержанта Когана украсил орден Красной Звезды. 


Вера Степановна в первые дни войны с двухмесячным сыном Виталием на руках не сумела эвакуироваться из Минска. Сын простудился, заболел и умер. Вера пошла работать в госпиталь. Наладила связь с антифашистской группой, в которую входили легендарные подпольщики Иван Кабушкин и Анатолий Левков. Но разговоров о войне она потом всегда избегала. “В первые послевоенные годы, — рассказал Олег Владимирович, — считалось, что подполья в Минске не было. Это якобы был подставной подпольный центр, созданный гитлеровской СД, чтобы выявлять и уничтожать патриотов. Поэтому бывшие подпольщики очень неохотно рассказывали о себе, даже после того как Минское подполье признали, а маму наградили орденом Отечественной войны II степени”.


В январе 1945 года Владимир с товарищами летал в Москву получать новые самолеты, где ему выпал случай принять участие в городском чемпионате по боксу. И он победил, выиграв у чемпионов СССР Анатолия Степанова и Василия Чудинова. Благодаря этой победе в конце апреля его перевели в Москву, где он возобновил тренировки. В Минск Владимир вернулся осенью 1946 года и продолжил тренироваться в спортобществе “Динамо”. Мечтал выиграть чемпионат СССР. Дважды, в 1947 и 1948 году, боксировал в финале, а сбылась мечта в 1949-м, когда в тяжелейшем финальном поединке с Борисом Силичевым он завоевал золотую медаль.


Буквально с первых своих шагов на тренерской стезе он начал готовить атлетов, которые стали теснить признанных авторитетов. Самые титулованные среди его учеников — чемпион СССР и вице-чемпион Европы Алексей Засухин и призеры чемпионата Советского Союза Николай Белых, Борис Прупас, Анатолий Иванов, Вилли Ильченко, Борис Русак, Валерий Соколов, Иван Перец, а также известный режиссер Леонид Мартынюк и певец Владимир Провалинский.  Некоторые его ученики пошли по стопам наставника, а Анатолий Грищук также несколько лет тренировал сборную Беларуси.


Дети знаменитого боксера Олег, Мила и Вадик с детских лет жили в мире спорта. Правда, значимых успехов не добились. Свою профессию со спортом связала только дочь Людмила, долгие годы работающая главной медицинской сестрой Республиканского центра спортивной медицины. Определенные успехи в шашках были у Олега. Он тренировался в одной группе с теми, кто потом прославил отечественные шашки на весть мир — будущим неоднократным чемпионом мира Анатолием Гантваргом и знаменитым тренером Михаилом Кацем, подготовившим чемпионок мира Елену Альтшуль, Зою Садовскую и Людмилу Сохненко. А наибольших высот в спорте из послевоенного поколения Коганов достиг Дмитрий — сын Арона и племянник Владимира Львовича. Он стал мастером спорта международного класса по греко-римской борьбе и победителем престижного международного турнира Ивана Поддубного.


Известный советский специалист по боксу Иван Богаев сказал: “Среди послевоенных боксеров я считаю выдающимися мастерами ведения боя в “зоне удара” Сергея Щербакова, Владимира Когана и Евгения Огуренкова”. Добавим, что Владимир Львович был из того поколения, которое почти всегда жило “в зоне удара”. При этом, помогая другим (устраивал в институты, “выбивал” квартиры и т. д.), Владимир Львович зачастую стеснялся попросить за себя. Характерный пример: долгое время семья из пяти человек жила в полуторке, а новую квартиру ей дали благодаря военным заслугам Веры Степановны. При этом Владимир Львович был трудоголиком, истинным фанатом своего дела, а в основе его философии лежал простой тезис: “Пахать надо!” Впрочем, как показывает жизнь легендарного спортсмена и тренера, это неплохой рецепт для тех, кто хочет добиться успеха.


moskalenko@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter