Какие рабочие профессии востребованы в наше время

Мастер учебы не боится

Фото из личного архива
Мировые исследования показывают: современная молодежь все чаще делает выбор в пользу специальностей, которые не требуют длительного обучения и позволяют со старта хорошо зарабатывать. О том, как меняется рабочий класс и какие сферы деятельности популярны у вчерашних выпускников, — беседа c ректором Республиканского института профессионального образования Валерием Голубовским.

— Бытует мнение, что горячая пора приемной кампании в колледжах и профлицеях начинается сразу после того, как заканчивается прием документов в вузы. Так ли это на самом деле?

— Наша приемная кампания стартует раньше и заканчивается позже — в учебные заведения профессио­нально-технического уровня можно подавать документы с середины июня до конца августа. В средних специальных учебных заведениях сроки более сжатые — с 20 июля по 18 августа. Доля ребят, изначально нацеленных на поступление к нам, немалая. Во-первых, это девятиклассники, которые стремятся как можно раньше освоить профессию. В этом плане система профобразования более прикладная и прагматичная, если сравнивать с вузовской, где преобладают академичность и фундаментальные знания. Во-вторых, значительная часть наших абитуриентов — молодежь из семей, где давно сложились профессиональные династии. Многие дети работников крупных промышленных предприятий и организаций идут по стопам родителей. 

Сейчас после 9-го класса около 40 % белорусских выпускников поступают в ссузы и птузы, чуть ниже цифра после 11-го класса — 35 %. Но это не означает, что для этих ребят закрыта дорога в университет — получив профессию, многие стремятся за дипломом о высшем образовании.

— Какие области сегодня охватывает среднее специальное и профессионально-техническое образование Беларуси? 

— В республиканском классификаторе несколько тысяч рабочих профессий. В системе профессионально-технического образования идет подготовка примерно по 260 квалификациям. На первом месте по востребованности на рынке труда — профессии сферы «Техника и технологии». Это очевидно, так как больше трети ВВП страны формирует промышленность. Дальше идут «Архитектура и строительство» и «Общественное питание. Бытовое обслуживание». 

В ссузах ведут подготовку по 162 специальностям. Здесь в лидерах тоже «Техника и технологии». Затем — «Коммуникации. Право. Экономика», «Сельское и лесное хозяйство», «Архитектура и строительство», «Здравоохранение», «Педагогика». 

Но есть профессии штучные. Например, стропальщик. Потребность в таком рабочем на «Амкодоре» — 2 человека. Их можно обучить на курсах профподготовки, в процессе производства на рабочих местах или в учебных центрах на предприятиях. Причем такой рабочий по результатам обучения может получить свидетельство гос­образца о присвоении квалификации. 

Кроме того, новые профессии естественным образом заменяют устаревшие и невостребованные. Так, благодаря совместной работе с Белорусской национальной биотехнологической корпорацией уже появилась специальность «Производство биотехнологической продукции». Заводы по углубленной переработке продукции только строятся, а мы уже обучаем молодежь, которая придет туда работать. Важно отметить, что содержание новой специальности разработано с учетом требований организаций-заказчиков кадров. 

— Какие специальности можно назвать топовыми? 

— Важно понимать: есть профессии, востребованные на рынке труда, а есть популярные среди абитуриентов. Причем оба показателя совпадают не всегда. Например, в последние годы высокий конкурс на специальность «Техническая эксплуатация автомобилей», но с таким дипломом без опыта не так уж и просто найти работу. Автосервис в стране — это преимущественно частный бизнес, и текучки кадров там нет. Зато работодатели заинтересованы в молодых кадрах на машиностроительных предприятиях. Заводы вроде «Белджи» ждут шустрых ребят, которые будут на «ты» со сложным оборудованием. В топе, безусловно, направление ИT. Недавно была открыта специальность «Программируемые мобильные системы». Среди девчат стабильно высокий конкурс на специальности сферы бытовых услуг и общественного питания. Причем запрос рынка труда на эти специальности с каждым годом растет за счет развития среднего и малого бизнеса. 

— Важную роль играет материальная база учебных заведений. Насколько она у нас отвечает современным требованиям? 

— Два года назад в рамках госпрограммы «Образование и молодежная политика» в стране стали централизованно выделять средства на развитие сети ресурсных центров. Они представляют собой совокупность современного оборудования и технологий, которыми могут пользоваться учащиеся нескольких учебных заведений. Уже сейчас мы понимаем, что эта практика себя оправдала. Так как ресурсные центры равномерно распределены по всем регионам и их возможностями пользуются в том числе и студенты университетов. Недавно застал выпускника одного из вузов на обучающих курсах по управлению станком с программным управлением. Оказалось, парень — инженер научно-исследовательской части. Для создания опытной модели нового оборудования необходимо уметь изготовить на станке отдельные детали.

Фото  БЕЛТА

— Опыт сотрудничества с предприятиями и компаниями не ограничивается финансовой поддержкой. Какие еще есть формы взаимодействия? 

— В профессионально-техническом образовании есть три этапа практической подготовки: первый — обучение выполнять отдельные трудовые действия под руководством мастера, второй — выполнение комплексных работ и изготовление, например, детали и третий — практика в условиях реального производства на рабочих местах, в ходе которой опытный наставник на предприятии закрепляет навыки, полученные в учебном заведении, адаптирует учащегося под специфику предприятия. Так должно быть в идеале. Но что мы видим? Нередки ситуации, когда ребята на стройке, вместо того чтобы штукатурить, трудятся грузчиками. В итоге после  окончания учебного заведения они распределяются в организацию по месту прохождения практики и не справляются со своими обязанностями. «А чему тебя в колледже учили?» — спрашивает наниматель, не понимая, что сам упустил возможность сформировать специалиста, который бы его устроил.

— В чем основные преимущества среднего специального и профессионально-технического образования перед высшим? Корректно ли их противопоставлять или стоит говорить как об общей системе из нескольких ступеней?

— Важно понимать: они не взаимоисключающие и с одной ступеньки всегда можно подняться на другую. Хотя мы все чаще видим примеры ребят, получивших высшее образование сразу после школы, которые в дополнение осваивают рабочую квалификацию. В этом нет ничего удивительного: инженер-конструктор должен на практике понимать, как устроен и работает станок. Такие специалисты будут на вес золота. 

— В соседней России в последние годы резко вырос спрос на среднее специальное и профессионально-техническое образование. Там количество учащихся колледжей почти равно количеству студентов вузов. Придет ли этот тренд к нам?

— В России WorldSkills популярен еще больше, чем у нас. У них в каждом регионе на контроле губернатора подготовка к чемпионатам, работает система грантов на оснащение материальной базы. В прошлом году международный конкурс прошел в Казани. Неудивительно, что вовлеченность молодежи растет очень быстро. 

Но дело не только в этом. Путь через СПО — это быстрый и понятный способ достичь результата. Когда выпускники подают документы к нам, они уверены в том, что без работы не останутся. Ведь строители, повара или парикмахеры будут нужны всегда. Набор идет на реально востребованные специальности и постоянно корректируется в зависимости от запроса. 

— Востребовано ли среднее специальное и профессионально-техническое образование у взрослых? 

— Нельзя сказать, что массовый, но спрос есть. Профессиональную подготовку получают по краткосрочным  программам, а среднее специальное — заочно. Причем в ссуз часто идут учиться те, кто успел освоить рабочую специальность и увидел перспективы для карьерного роста. 

ПРИЗНАНИЕ НА ГЛОБАЛЬНОМ УРОВНЕ

Конкурсы профмастерства были и в советское время. Но WorldSkills — это не просто конкурс, а масштабное некоммерческое движение мирового уровня. Главная цель — поднять рабочую профессию на новую ступень развития и сформировать положительный имидж в глазах молодежи. Беларусь участвует в WorldSkills с 2014 года. Причем наш старт был отмечен как самый эффективный за всю историю конкурса. Обычно страны-новички на первых соревнованиях занимают последние места, а нам удалось пробиться на 36-е из 48. 

Только представьте: парикмахеры и электрики из разных уголков планеты собираются вместе раз в два года, чтобы выяснить, кто лучший. Участников без преувеличения готовят, как спортсменов на Олимпиаду. Награда заключается не только в медалях (а они в нашей копилке уже есть!), но и в уникальном опыте. Соревнуясь с участниками из других стран, постоянно происходит обмен знаниями. Учащиеся наших колледжей и лицеев знакомятся с технологиями мирового уровня и потом на практике внедряют их на родине. Предприятия, которые помогают ребятам готовиться, также осваивают совершенно новые технологии. Например, на «Белгидравлике» так появилось специализированное программное обеспечение. 

С 15 по 18 сентября планируется провести нацио­нальный чемпионат WorldSkills в «Великом камне». 47 компетенций, в том числе новые для нас. Например, акватроника, связанная с автоматизацией процесса водоподготовки. 

kurak@sb.by 
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter