Мастер спорта по делам несовершеннолетних

Уже двадцать лет Вячеслав Сайко работает инспектором ИДН

Обезврежена банда, задержан наркокурьер, найден убийца… Все это повод для громких сообщений в СМИ. Но есть и почти невидимая работа, от которой зависит судьба, а порой и жизнь человека. Такой работой ежедневно занимаются сотни инспекторов по делам несовершеннолетних. Один из них — Вячеслав САЙКО, старший инспектор ИДН Советского РУВД Минска.

Вовремя одернуть, поставить на учет, изъять из опасного окружения. Офицер уже двадцать лет оберегает детей от неприглядных изнанок современного мира. И делает это лучше многих. По крайней мере, руководитель ИДН Советского РУВД Сергей Карпович признается, что без советов Вячеслава Михайловича ему было бы сложно.

 У мастера спорта Сайко в работе с подростками свои методы. Может, например, ошарашить разгоряченную компанию предложением, кто больше всех на брусьях отожмется. Озадаченные подростки уже через несколько минут общения с майором забывают про свои планы. Потом Сайко видит: кто-то велосипед уже купил, кто-то в спортзал зачастил… Профилактика дает результаты, в том числе и в сокращении плохой статистики. Это при том, что Советский район не из легких. Тут и спальный сектор, и частный со своей спецификой.

На Цнянке зону отдыха облагородили, навели через канал новый мост, открыли фастфуд-ресторан. С другой стороны, кому-то на свежем воздухе стало приятнее в стакан заглядывать. Нашлись энтузиасты, которые бойкую торговлю спайсами организовали. Если с последними наркоконтролеры уже разобрались, то с мостом все оказалось сложнее. Дети с него сигают в воду, травмируются, а увещевания спасателей почти не действуют. Как только температура за двадцать, со спасательной станции Сайко звонят: «Вячеслав Михалыч, выручай». Приходится воздействовать. Через родителей. Протоколами…

Учитель географии по образованию, сын географа и биолога из Мостов, Сайко по педагогической стезе, можно сказать, и пошел. Когда учился на геофаке БГУ, довелось поездить по Союзу: Туркмения, Карпаты, водные походы… Мир посмотрел, теперь вот свой участок изучает.

С приходом лета седлает велосипед и с напарником — на дежурство. За плечами — рюкзак с протоколами. На колесах Цнянку несколько раз можно объехать, да еще парк Дружбы народов. И ты видишь все, и тебя, кто надо. Профилактика! Когда руку на пульсе держишь, и заявлений потом меньше поступает.

Рабочее время в этой профессии — понятие растяжимое. Даже в выходной Сайко в рюкзак бросает стопку бланков. Из практики знает: пригодятся. Ведь мимо непорядка пройти-проехать не может.

Подъезжает — представляется. Ребята вначале обычно удивляются. Начинаются расспросы: что да как, почему не в форме? Объясняет свои права, а потом — их права и обязанности. Вежливо, без нажима. Так завязывается диалог, начинается общение.

Дом Сайко, что немаловажно, тут же, на участке. И номер его сотового все знают. Жена Лия Ивановна (кстати, тоже педагог) давно привыкла к такому круговороту. В этом году Вячеслав Михайлович побывал на дочкином выпускном в гимназии. Из-за плотного рабочего графика такие моменты в семье — праздник. А когда немалые силы Советского РУВД задействовали на чемпионате мира по хоккею, Сайко да еще несколько участковых работу всей инспекции тянули. И порядок на участках был обеспечен.

«Работа моя мне по душе, — без всякого пафоса говорит Сайко. — У меня вообще подход простой: если что-то не нравится, надо менять. Но главное — знать, что твой труд нужен людям, которые, может быть, этого еще не осознают».

Была у него на учете 14-летняя школьница. Девочка стремительно катилась вниз. Прогуливала школу, выпивала, бродяжничала. Участковый проводил беседы, организовывал ее досуг, потом лечение. Все напрасно. Оставалось ждать, когда совершит преступление. Ждать не стал. Составил несколько административных протоколов, и «неисправимая» отправилась в Петриков, в спецучреждение закрытого типа для девочек, где провела 2,5 года. А недавно вернулась. Впечатление от общения с ней у Сайко осталось приятное. Главное — не увидел озлобленности за «ссылку». Родители и сама девочка понимают, зачем это понадобилось.

Участковый теперь станет частым гостем у них дома, будет вызывать подопечную в инспекцию, помогать с выбором учебного заведения и вести борьбу за человеческую душу. Ведь прежние связи у девочки могут возобновиться, опасается участковый. Большое значение тут играет компания, порой возникает порочный круг, из которого сложно вырваться.

Удавалось ли разрывать подобные круги? Таких примеров, оказывается, большинство. Потому что большинство, утверждает Вячеслав Михайлович, — это случайные нарушители, которым достаточно один раз увидеть милицейскую форму, чтобы одуматься.

Для новичков у старшего инспектора Сайко железное правило: в первый раз ребенок попадает в поле зрения — беседа, во второй — общение с родителями, а в третий — уже о привлечении к ответственности можно вести речь.

Сегодня, по словам участкового, в школах и лицеях все нацелены на раннюю профилактику. Главное — не опоздать. Законодательного инструментария, в том числе и для воздействия на нерадивых родителей, предостаточно. Использование его позволяет снизить среди несовершеннолетних случаи криминала, оградить детей от опасности.

Сайко вспоминает, как когда-то в парке обнаружили труп девятилетней девочки. В процессе отработки подозреваемых он нашел убийцу. Ею оказалась собственная мать девочки. Казалось бы, раскрыл инспектор тяжкое преступление, однако от этого ему до сих пор не по себе. На фоне второй беременности у женщины прогрессировала шизофрения. В школе знали о ситуации в семье, но закрывали глаза. Если бы в милицию поступил сигнал, трагедии бы не произошло.

Всего на профилактическом учете ИДН Советского РУВД около 300 подростков. У Сайко, как у самого опытного, больше всех. Но его мечта — чтобы когда-нибудь ни одного на учете не осталось. Для этого он и работает.

Фото: Александр СТРИГАЛЕВ

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter