Мастер-класс в Логойске

Его  провели  в  здешнем  райпо  участники конкурса  «Лучший  по  профессии»  среди  продавцов 

Его  провели  в  здешнем  районном  потребительском  обществе  участники XXIII  республиканского  конкурса  «Лучший  по  профессии»  среди  продавцов  продовольственных  и  непродовольственных  товаров  магазинов  потребительской  кооперации

Собственно говоря, на смотрины в Логойск прибыли из различных уголков республики девушки, уже продемонстрировавшие высокое профессиональное мастерство на региональных конкурсах. Так что, по большому счету, их всех без какой-либо натяжки можно считать асами в своем деле. Однако, как известно, все познается в сравнении, и в этом смысле предоставившаяся возможность посоперничать с коллегами по торговому цеху позволяла участницам показать себя, что называется, во всем блеске и одновременно являлась хорошей школой передового опыта. Тем не менее, как и в любых других состязаниях, были победители и проигравшие. Таковы, увы, неумолимые законы жанра и не стоит особенно расстраиваться по этому поводу. Главное ведь, согласитесь, не победа, а участие. 

Определить лучших среди равных предстояло авторитетному жюри, которое возглавлял заместитель председателя Правления Белкоопсоюза Александр Забелло. Дело, должен заметить, непростое, поскольку оценивали, действительно, достойных. Лично мне, например, понравились своей собранностью, нацеленностью на победу девушки из Гомельского облпотребсоюза. Выступавшая на конкурсе под первым номером Марина Малышева работает продавцом в мини-магазине «Мельников луг» в областном центре. Пришла сюда год назад после окончания Гомельского торгово-экономического колледжа. Магазин расположен в перспективном микрорайоне возле Ледового дворца. Тем не менее уже теперь среднемесячный товарооборот составляет здесь 180 миллионов рублей. О заведующей магазином «Славянка» в деревне Довск Рогачевского райпо Алесе Козаченко можно сказать так: «И собой хороша, и прекрасная душа!», и это, поверьте, не будет преувеличением. В свои двадцать «с хвостиком» (по условиям конкурса возраст продавцов ограничен двадцатью пятью годами) Алеся стала матерью троих замечательных ребятишек. У нее большое приусадебное хозяйство: добротный дом, две коровы, четыре хрюшки, всяческая пернатая живность и даже… кролики. Одной, конечно, трудно было бы везде управиться, но помогает муж Алексей. Его основная специальность – слесарь тепловых сетей, а в страдную пору садится за штурвал зерноуборочного комбайна. Вот и нынче участвовал в жатве и даже стал победителем в экспериментальной базе «Довск», завоевав путевку на областные дожинки. Что касается самой Алеси, то она под стать супругу, такая же трудолюбивая, а как пустится в пляс – не угнаться. Между прочим, товарооборот в магазине стабильно превышает 80 миллионов рублей. 

Среди претенденток на звание лучшей среди продавцов непродовольственных товаров гомельчанки тоже не уронили свое высокое реноме. Облпотребсоюз здесь представляли Анастасия Шиленок из магазина ТПС «Аист» в деревне Коростень Речицкого райпо и Юлия Лопухова из универмага «Мужская одежда» Добрушского райпо. Когда Анастасия Шиленок появилась на сцене под мелодию о черном «бумере», создалось впечатление, что собирается рекламировать немецкий автомобиль, а оказалось – колготки «Конте», обладательница которых и оказалась в итоге в кабине шикарного авто. 

Вообще, должен заметить, конкурсное задание – реклама товаров – показалось наиболее зрелищным и интересным. Девушки проявили здесь артистизм, фантазию, каждый номер был оригинальным и запоминающимся. Открыла его по воле жребия опять-таки Марина Малышева из Гомельского горпо. Она представила на суд зрителей и жюри продукцию Жлобинского мясокомбината в «обертке» из… знаков Зодиака. Если, к примеру, вы Весы – стоит купить колбасы. Чтобы Телец был красивым и в теле, нужно, чтобы в семье все сосиски ели. Символ Рака — Луна, а лучшее мясо для него – ветчина. Пылкому Стрельцу рекомендуется кушать курятину, а Овнам – пельмени в сметане. Словом, отличный получился мясной отдел и члены жюри это высоко оценили, выставив средний бал 4,7. 

«От тоски, хандры и скуки лучший лекарь – алкоголь…» После такого смелого заявления Марии Суботкевич из Островецкого райпо члены жюри, создалось впечатление, были шокированы. Однако вскоре выяснилось, что таким оригинальным способом Марина рекламировала… фруктовые соки, потому что «никакой хмельной дурман не излечит вас от ран». 

Производители витебских ковров, думаю, должны быть благодарны Наталье Кучмаревой из Шумилинского райпо, которая в восточных ритмах сумела передать прекрасные потребительские свойства изделий мастеров из Придвинского края. Члены жюри были единодушны, оценив ее выступление по пятибалльной шкале. Такой же оценки удостоилась и Анастасия Пищалко из Березовского райпо. Ее «конек» — продукция Березовского сыродельного комбината, вкусовые качества которой покорили даже принципиальных «судей». 

Никого не оставило равнодушным выступление Екатерины Карповой из Кировского райпо. Она рекламировала детские игрушки. На сцене районного Дома культуры, где проходил финал республиканского конкурса, сказочные персонажи Буратино и Пьеро выбирают подарок для Мальвины. Вот, например, игрушки фабрики «Полесье» — «их обожают дети и радуются от души». И все-таки «кукла фабрики «Свiтанак» — лучший для Мальвины подарок». Начальник управления торговли и общественного питания Белкоопсоюза Павел Кохно предложил даже членам жюри вручить специальный приз конкурсантке за такое яркое рекламное шоу. 

Реклама товаров – домашнее задание конкурсанток, которым завершался двухдневный конкурсный марафон. К этому моменту количество участниц сократилось наполовину: двенадцать из двадцати четырех претенденток на право называться лучшими по профессии оказались в финале, пройдя сквозь сито отборочного этапа. Старт же был дан накануне. По условиям конкурса для его проведения выбираются наиболее значимые объекты торговли. В Логойском райпо для состязаний в мастерстве продавцов продовольственных товаров отвели недавно открывшийся универсам «Замковый», который, без преувеличения, является визитной карточкой потребительского общества. Продавцы же непродовольственных товаров обосновались в районном универмаге, где им были созданы все условия для раскрытия своих способностей. Для всех участников было обязательное требование – стаж работы в торговле потребительской кооперации не менее одного года. Отборочный этап включал такие конкурсные задания, как подготовка рабочего места, умение грамотно и культурно обслужить покупателя, знание правил торговли, терминологии, действующих в этой сфере нормативных документов. Наконец, конкурсанткам необходимо было быстро и профессионально произвести расчет покупателя. Использовались электронные суммируюшие кассовые аппараты. Каждый участник обслуживал пятерых покупателей, имеющих в корзинах по десять наименований товаров. При этом учитывались скорость работы и правильность расчетов, за допущенную ошибку снимался один балл. Это задание, пожалуй, оказалось наиболее сложным на отборочном этапе и по его результатам стало ясно, кто дальше продолжит борьбу в финальной части. 

Второй день конкурса начался с «визитной карточки». Девушкам отводилось не более пяти минут, чтобы рассказать о себе, почему выбрали профессию продавца, о своих увлечениях и пристрастиях. Оценивался также внешний вид конкурсанток, профессиональная направленность выступлений, оригинальность исполнения. Следующее задание – деловая игра с покупателями, в роли которых выступали члены жюри. Вопросы, должен заметить, были хотя и по теме, но требующие основательных знаний от участниц. Одна из конкурсанток, например, растерялась, когда начальник управления торговли и общественного питания Белкоопсоюза Павел Кохно попросил ее дать определение такому понятию, как обязательный ассортиментный перечень товаров. Следующую участницу поставил в тупик вопрос заместителя председателя жюри, председателя Республиканского комитета Белорусского профсоюза работников потребкооперации Михаила Улезлы о сроках обмена покупателем доброкачественных продовольственных товаров. Тайной за семью печатями оказалось и время, на которое покупатель может отложить выбранные товары в случае нехватки у него денег, чтобы рассчитаться за покупку. 

В общем, это и другие задания подтвердили простую истину: побеждают сильнейшие, наиболее профессионально подготовленные продавцы. Вместе с тем, подчеркнул Михаил Улезло, в целом конкурс способствовал повышению эффективности работы потребительской кооперации, и очень приятно, что заботу о дальнейшем совершенствовании торгового обслуживания населения берут в свои руки молодые кадры. И вот наступает самый волнующий момент: оглашение окончательных итогов. В номинации «За лучшее командное приветствие» пальма первенства досталась Могилевскому облпотребсоюзу. Приз зрительских симпатий получила Виктория Сташкевич из Минского райпо. Наградой за волю к победе была отмечена Наталья Белоглазова из Кировского райпо – ей не хватило буквально сотых долей балла, чтобы выйти в финал. Домашнее задание – рекламу товаров – лучше всех, как и следовало ожидать, выполнила Екатерина Карпова из Кировского райпо. Поощрительный приз «Самому молодому участнику» вручен Марине Кондратович из Новогрудского райпо. Среди продавцов продовольственных товаров победу одержала Елена Бирило из Лунинецкого райпо, а непродовольственных товаров – Наталья Кучмарева из Шумилинского райпо. Девушки награждены дипломами первой степени Белкоопсоюза и Республиканского комитета отраслевого профсоюза, а также ценными подарками – цветными телевизорами. Впрочем, никто из участниц конкурса не остался без подарков. Они, право же, их заслужили своим мастерством, сноровкой, высокой профессиональной подготовкой. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter