Источник: Знамя юности
Знамя юности

Саше – указка, а Юле – отоскоп. Героини проекта «Битва за студак» примерились к будущим рабочим местам

Мастер-класс от коллег

Нередко абитуриенты выбирают специальность неосознанно: кто-то поступает в вуз за компанию с приятелем, кто-то подает документы туда, куда проходит по количеству баллов. Герои проекта «Битва за студак» Александра Муравская и Юлия Гарбар отнеслись к выбору очень серьезно. Мы помогли им на день с головой окунуться в будущую профессию: Саша стала учителем, а Юля – врачом.

А учитель-то ненастоящий

Наутюженная блузка, стильная укладка, указка, очки и серьезный вид. Александре предстоит провести первый в жизни урок. Восемь четвероклашек-непосед из Полоцкой государственной гимназии № 1 имени Франциска Скорины даже не догадываются, что к ним придет не их учительница Елена Лысенок, а старшеклассница, которая очень хочет стать педагогом:

– Даже поверить не могу, что мне доверили целую группу малышей. Я хорошо подготовилась: заранее встретилась с учителем, мы вместе составили план урока, обсудили, что будет интересно детям. Я несколько раз отрепетировала занятие дома и даже засекала время, чтобы уло­житься в 45 минут.


Звенит звонок, шумные школьные коридоры становятся тихими и пустынными – начинается урок. «Hello pupils!» – обращается к ребятам Саша и слышит в ответ приветливое «Hi». Нимало не удивляясь, что у доски новый учитель, школьники вливаются в работу. Тема занятия – любимые места в Беларуси. Какой урок английского без аудирования? С него и начинаем. Александра включает на ноутбуке рассказ о наиболее известных местах Минска. Ученики наперебой отвечают на вопросы по тексту: ребята прекрасно поняли смысл. Рассказали Саше, что любят бывать в парке Победы в Минске, летнем амфитеатре в Витебске, парке аттракционов в Полоцке. Прошла примерно половина урока, и, чтобы взбодрить учеников, учитель-новичок объявила физкультминутку. На экране появился веселый танец, и Саша, словно ребенок, запрыгала и захлопала в ладоши вместе с детворой.


Нет ничего удивительного, что детям понравилось, ведь абитуриентка отлично подготовилась, оценила старания одиннадцатиклассницы директор гимназии Светлана Валюшкина:

– Наши ученики всегда рады, когда в классе появляется новый учитель со своими приемами и методами работы. Они ценят возможность знакомства с новым педагогом, ну или с тем, кто, как Александра, еще только хочет им стать. Наш педагогический коллектив с радостью принимает молодежь, ведь она по-другому видит мир и живет в совершенно ином ритме. Выпускники вузов учат более опытных коллег осваивать информационные технологии, демонстрируют, что общение в соц­сетях не всегда мешает учебе, но иногда и помогает. Симбиоз молодости и инноваций с опытом и традициями – вот залог успеха. Надеюсь, Саша поступит в вуз и получит профессию мечты. Возможно, придет в школу молодого учителя, которая работает при отделе образования, спорта и туризма Полоцкого райисполкома.


Где у ребенка кнопка «выкл»?

Мы назначили Юле встречу не в редакции, а в третьей городской детской клинической больнице Минска. Именно здесь заведует приемным отделением самый известный в нашей стране врач-педиатр, ведущий программы «Детский доктор» на телеканале «Беларусь 1» Дмитрий Чеснов. Он согласился рассказать абитуриентке (а Юля, как вы помните, собирается поступать на педиатрический факультет медуниверситета) о том, что ее ждет, если она не передумает.


Диапазон детства необычайно широк – от новорожденных до 18-летних. И у каждого пациента, в зависимости от возраста, своя физиология, про­водит профессиональный ликбез Дмитрий Михайлович:

– Конечно, с малышами сложнее, ведь они не могут объяснить, что их беспокоит. Высший пилотаж – уметь по крику определить, что болит: есть «ушной» крик, есть «мозговой», который сигнализирует о проблемах центральной нервной системы. Мне посчастливилось учиться у гениального педиатра, профессора Ивана Нестеровича Усова (Юля, запомните эту фамилию – во время учебы вы еще не раз ее услышите), который мастерски имитировал разные виды детского плача. Часто бывало, вызовет кого-нибудь из студентов и говорит: «Я заплачу, а ты должен сказать, что у меня болит».


Нужно настраиваться на то, что первые два курса в медуниверситете будут вычеркнуты из жизни, предупреждает доктор: какие вечеринки, когда тебе нужно учить латынь, анатомию?

– Но даже когда получишь диплом, учеба на этом не закончится. Врач – профессия, где приходится постоянно самосовершенствоваться. Вот я, например, решил научиться лор-осмотру, – и Дмитрий Михайлович, словно фокусник, достает из ящика стола отоскоп – прибор для осмотра слуховых путей. – Несколько месяцев ходил следом за заведующим лор-отделением, пока, наконец, не почувствовал себя в этом деле достаточно уверенно. А однажды решил, что было бы неплохо освоить УЗИ-диагностику. Чтобы научиться всем тонкостям, специально ездил на курсы.

Врач предлагает школьнице стать его ассистенткой и приглашает войти в первый блок приемного отделения.

– Здравствуйте, меня зовут Дмитрий Михайлович. А это Юлия, моя коллега, – знакомится с пациентами доктор Чеснов.

В первом боксе – мама с двухнедельным малышом. У него на голове – гематома, полученная при родах, и маму это очень беспокоит.

– Юля, погладь его, не бойся, – подбадривает абитуриентку завотделением. – Чувствуешь уплотнение? Это кефалогематома – кровоизлияние под кожу головы, которое случается при родах. Ни в коем случае не путать с кровоизлиянием в мозг. Гематома обязательно рассосется – правда, может усилиться желтушка.

Мы с Юлией с восхищением следим за тем, как уверенно врач обращается с двухнедельным крохой.

– «Новородочек» до 29 дней – это комок рефлексов, – объясняет доктор в коридоре. – Если будешь их знать, сможешь быстро и успокоить малыша, и при необходимости разбудить. Родители порой удивляются: «Почему он у вас сразу перестал плакать?» В ответ обычно шучу, что знаю, где у детей находятся кнопки «вкл» и «выкл».

В соседнем боксе размазывает слезы по щекам десятилетняя девочка, которая поступила с подозрением на пневмонию.

– Почему плачешь? – интересуется доктор.

– Взяли кровь из пальца.

– Что, прям всю? – изумляется Дмитрий Михайлович, и девочка начинает смеяться.

– Педиатр должен быть еще и психологом, – разъясняет Юле специалист, возвращаясь в кабинет. – Всегда стараюсь приободрить маленьких пациентов, пошутить. Когда поступает младенец, переключаю внимание на маму: если она будет спокойна – это передастся и ребенку. Кроме того, у меня есть свои секретные приемы. Показать? – спрашивает завотделения и достает пакет с леденцами. – За конфету дети готовы и горло показать, и дать заглянуть в ухо.

На крыльце больницы Юля горячо благодарит «Знаменку» за возможность лично побеседовать с «самим Чесновым»:

– Я бы слушала и слушала. Как же это трудно, ответственно, но в то же время интересно – быть врачом. После встречи с Дмитрием Михайловичем меня тянет в педиатрию еще больше.

Ольга ДУБРОВСКАЯ, odubrovsk@sb.by,

Виктория КРУПЕНЬКОВА, krupenk@sb.by, «ЗН», 

фото Ольги ДУБРОВСКОЙ и Евгения КОЛЧЕВА
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter