МАСТЕР И УРОКИ

Он - один из основателей школы белорусской монументальной живописи.
Он - один из основателей школы белорусской монументальной живописи. Признанный авторитет в нашем искусстве, знаток истории белорусской архитектуры и иконы с каким-то природным чувством стиля и времени.

К его слову пусть не всегда, но прислушивались даже в те времена, когда разрушали храмы. Учитывают его мнение и теперь, когда строят новые. Однако что волнует мастера и учителя? Может, уроки его будут полезны не только художникам, но и всем нам?

Гавриил ВАЩЕНКО, профессор, народный художник Беларуси

: - Как-то мой студент Васильев взял тему дипломной работы - роспись иконостаса одной из церквей на Витебщине. С точки зрения ГЭКа, его работа получила очень высокую оценку, хотя у московских иконописцев были замечания - не совсем, мол, в каноне лики на иконах написаны. Но я-то знаю, что если, как говорится, сугубо придерживаться канона, то исчезает элемент творчества, а мы ведь выпускаем из академии художников, а не ремесленников...

Урок первый: "Каноны"

- Традиции белорусской школы иконописи и канонизированной русской иконы разные. Белорусская икона более народная, теплее по духу. И что интересно: на канонизированных иконах лики темные (по происхождению они идут от восприятия восточного типа), в то время как в белорусской иконе лики светлые. Это уже типаж, не привезенный из Греции или Византии, а местный, народный...

Я был со студентами на практике в Новгороде, где они в храмах копировали росписи, исполненные Феофаном Греком. И меня поразило: Феофан приехал из Греции со своим восточным пониманием канона и традиций храмовой живописи, но, пожив в Новгороде, начал изображать столпников и пророков похожими на местных жителей. И сейчас можно встретить типы изображенных им новгородцев. Как сильно повлияла на него среда, в которой он оказался! Так и образы белорусской иконы связаны с конкретными регионами. У каждого народа свой взгляд на каноны...

Урок второй: "Провинция"

- После перестройки ко мне на кафедру монументального искусства приходило много священников различных конфессий с просьбой подключить студентов к работе над росписями храмов. Тогда меня насторожили их требования, предъявляемые к предполагаемым проектам: поскольку белорусские иконопись и архитектура якобы провинциальные, работы должны быть ортодоксальны - в этом, мол, незыблемость канона и сила веры. Но почему тогда храмы Петербурга и Москвы всегда строились в зависимости от общего стилевого направления? У Растрелли это барокко, у Стасова - классицизм. Живопись Исаакиевского собора и живопись храма Христа Спасителя явно отличается от росписей новгородских церквей. Верно? Наверное, это неспроста. К тому же хочу привести пример творческого пути величайшего русского художника Николая Николаевича Ге. По окончании санкт-петербургской академии он долгое время жил в столице, вращался в аристократической среде, писал картины на модные темы. Держался, как говорится, на том уровне, на котором жил тогда весь Санкт-Петербург, - суетился суетой большого города. А в зрелом возрасте Ге купил в Украине хутор, где и создал свои самые лучшие, самые сильные произведения "Что есть истина?" и "Голгофа" - глубокие раздумья о философии отношений человека к человеку, религии, власти. Провинция сформировала у Ге его отношение к жизни и подняла его.

Урок третий: "Стиль"

- Моя родная деревня после аварии на Чернобыльской АЭС оказалась в 30-километровой зоне отселения. Я побывал там. Впечатление сюрреалистическое. Особенно от просто бешено разрастающихся вьющихся растений - хмель, плющи покрывают собой все. Виноградные лозы лезут по крышам, через вынутые окна и двери пробираются в дома. Заходишь в дом, а там с потолка свисает виноград. В каком-то другом случае это, возможно, было бы и красиво. Но не здесь, не в зоне. Это картина разрушения одного стиля другим.

А в Минске построили рядом с ультрасовременной бензоколонкой деревянный сруб, точное повторение церкви из Кижей. Также какой-то сюрреализм. Неужели это выражение нашего времени - храм рядом с бензоколонкой? Они ведь стилево тоже исключают, разрушают друг друга! К тому же непонятно, почему за образец при постройке церкви взята нехарактерная для Беларуси архитектура. Любое направление в искусстве, если оно не выражает свое время, стиль своего времени, всегда является вторичным и не приобретает того тесного контакта с людьми, которые живут сегодняшним днем, в сегодняшнее время...

Урок четвертый

: "Реконструкция"

- Было бы парадоксально, если бы Минск сегодня строился так, как он застраивался в XVI - XVII веках. Правда? Но город без культурного исторического напластования, как бы он ни был идеально построен, без чувства его исторического роста и исторической памяти теряет уважительное отношение к себе. Когда-то, будучи в правлении секретариата Союза художников, пришлось приложить много усилий в борьбе с тогдашними архитекторами, чтобы оставить Троицкое предместье. А сейчас это любимый уголок города у минчан и гостей белорусской столицы. Жаль, что Немигу не удалось тогда защитить. Но времена меняются. Прямо сейчас, например, на площади Свободы возводят копию стоявшей там когда-то ратуши. Идет пусть не реставрация, а реконструкция, но это нормальное явление. Реконструкция исторической памяти - это правильно.

P.S. Еще раз о нашей провинциальности. "Беларусь - мая шыпшына..." - так красиво и образно назвал родину поэт Владимир Дубовка. Как известно, все самые распрекрасные сорта роз выведены из обыкновенного дикого и такого провинциального шиповника. Своя белорусская "шыпшына" у нас уже есть...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter