Маслом дизель не испортишь

Даже если цену дизельного топлива, получаемого из растительного масла, не удастся снизить до уровня традиционного горючего, его все равно начнут использовать хотя бы в качестве добавки к нефтепродуктам. В этом убеждены специалисты Научно-производственного республиканского унитарного предприятия «Унихимпром БГУ», создающие опытно-промышленное производство дизельного биотоплива из зерна рапса.
Дело в том, что существующую в мире тенденцию снижения токсичности выхлопов автомобильных двигателей уже невозможно поддерживать с помощью разумных по цене способов очистки и управления горением. Биодизельное же топливо, полученное из рапсового масла и относящееся к самому низкому классу опасности, при сгорании практически не выделяет канцерогенов. И если 25 – 30 процентов его добавить в обычное дизельное горючее, то выхлоп будет отвечать самым жестким санитарным требованиям, при незначительном повышении цены. Именно по такому пути пошли некоторые европейские страны, которые, внедрив новшество у себя, уже инициировали распространение национальных стандартов на весь Европейский союз. Если это предложение будет принято, то автоматически подобные меры придется вводить и Беларуси. Во всяком случае, в качестве первого шага это должно быть сделано в отношении транспорта, покидающего пределы страны через западную границу. Вот почему, несмотря на кажущуюся сомнительной перспективность темы, ученые Белгосуниверситета продолжают исследования и достигли уже многого. Чтобы не зависеть от экспортного сырья, свою технологию они сориентировали на самую распространенную и эффективную в условиях Беларуси масличную культуру, а производственную цепочку получения топлива отработали от колхозного поля до автозаправочной станции. — Прежде всего, в одном из колхозов Поставского района нами было налажено производство самого исходного сырья – рапсового масла, — говорит главный инженер предприятия Виктор Докторов. — Сейчас при активном участии наших партнеров – СЗАО «Гроднобиопродукт» и ОАО «Новоельнянский межрайагроснаб» в Новоельне запускается и установка по производству биодизельного топлива мощностью более 2 тысяч тонн в год. Производство начнется уже до конца нынешнего года. После этого будет решаться вопрос о том, где, по какой цене и в каком виде будет предлагаться новое горючее. Поскольку деньги, полученные у государства на реализацию проекта, необходимо вернуть, то мы просто вынуждены быть оптимистами и рассчитываем на спрос. При этом надеемся и на понимание ситуации со стороны органов государственного управления, которые должны облегчить налоговое бремя производителей нового для страны вида моторного топлива. Кстати, что касается отдачи проекта, то к ней следует подходить не только с экологическими мерками. Само производство рапса для нужд топливной промышленности должно быть экономически очень выгодно сельскому хозяйству. Ведь крестьяне могут с большим эффектом использовать и остающийся после отжима масла жмых для выкармливания скота, добиваться более высоких урожаев других зерновых культур, поскольку рапс считается идеальным предшественником, обогащающим почву питательными веществами. Но не исключено, что в будущем, когда цена на нефть существенно поднимется, а альтернативные источники энергии к тому времени не завоюют подобающее место на рынке, биодизельное топливо окажется вполне конкурентоспособным и без учета его экологической безопасности. Поэтому, считают ученые, исследования надо продолжать, чтобы во всеоружии встретить любой поворот событий.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter