Тут недолил, там недолил — и на машину себе накопил

Масло с недоливом

Слышали вы что-нибудь про даунсайзинг? Я, к примеру, никогда. Только расшифровав иностранное слово в интернете, поняла, что сталкиваюсь с ним каждый день, когда иду в магазин за продуктами. Вроде берешь литр молока, а приносишь 950 миллилитров. Смысл маркетингового хода прост: цена на условный товар остается прежней, и это не отпугивает покупателя, но та же плитка шоколада «тает» на глазах, эдак граммов на 10. Производители в голос твердят: обмана нет, на упаковке указан вес, а вы уже сами думайте! Но свежие результаты социологического исследования, проведенного в Казахстане, говорят: 42 процента людей в магазине не замечают, как худеет в пачке их любимый продукт.

Такую фишку на вооружение, приметила, взяли многие иностранные производители. Крупы, соки, масло, специи, консервы, семечки становятся легче день ото дня. На российских прилавках уже вместо привычного десятка появились лотки с девятью яйцами. Именно поэтому в феврале этого года МАРТ закрепил в законе норму для продуктовых магазинов: указывать цену за килограмм (литр) или 100 граммов (мл) продукта. Чтобы людям было легче понять, что выгоднее покупать.

Меня как хозяйку порадовала мера, предпринятая МАРТом. В магазин за продуктами в нашей семье хожу я. В гипермаркетах, особенно ближе к выходным, не протолкнуться. Все нервничают, как там будешь анализировать выгодность покупки, когда в списке 15 пунктов? Да и еще дети дергают: «Мам, купи то, купи это!» Поскорее бы набросать еды в тележку — и домой. 

Сельмаги — это отдельный разговор. Если в крупных магазинах «честные» ценники выдает компьютер, стоит лишь «вбить» это в настройки программного обеспечения, то в сельмаге заведующей нужно высчитывать цену ста граммов или килограмма продукта в ручном режиме. Кто станет это делать? Никто. Да и самообслуживание на селе есть далеко не везде. Представьте, пенсионерка Ивановна в магазине попросит три банки горошка разных производителей, достанет калькулятор, составит пропорцию — цена-вес — и высчитает выгодность покупки. Соберет за собой толпу, пока будет проводить манипуляции. А на следующий день узнает, что получила прозвище Куркулиха.

Оставим в сторонке изготовителей-даунсайдеров. Недавно удивила другая новость. Специалисты Госстандарта проверили на магазинных полках подсолнечное масло шести российских изготовителей. Причиной стала жалоба покупателя, который проверил указанный на этикетке объем. Так вот, в 80 процентах партий (а их было 47!) Госстандарт выявил недолив. К примеру, из бутылки с 800 граммами продукта могли «испариться» 38 миллилитров, а в литровых бутылках порой не хватало 52 миллилитров! Импортеры в спешке отзывали из розничной сети подсолнечное масло, к которому были вопросы, наклеивали новые этикетки. А Госстандарт выдал 25 запретов на реализацию продукции и три предписания, 29 протоколов об административных правонарушениях пошли в суд. Надеюсь, это образумит зарвавшихся изготовителей, которые поставили на поток обманные схемы — подумаешь, покупатель лишний раз рыбки не пожарит, зато какая польза заводу!

А я пожала бы руку тому самому покупателю, вскрывшему масштабную проблему. Иначе ее не назовешь. Ведь, по данным Белстата, в прошлом году наши крупные магазины продали порядка 62,5 тысячи тонн растительного масла, из них 53,3 были в Беларусь ввезены. Где гарантия, что мы и в прошлом году, проголосовав рублем за продукцию, не обманулись?

ostapchuk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter