Масло рапсом не испортишь

Станут ли “бульбаши” “рапсашами”?Народное название “бульбаши” белорусы получили благодаря заморскому картофелю, завезенному в наши края и ставшему вторым хлебом. История масштабного возделывания такого же “иноземного” рапса насчитывает лишь около четверти века. Но уже сейчас можно предполагать, не исключают наши ученые, что рапс в перспективе может получить неофициальный статус третьего хлеба.

Таинственный от рождения
В истории рапса много белых пятен. “Мама” его — капуста, а “папа” — сурепица”, — рассказывает Ядвига Пилюк, завлабораторией Научно-практического центра Национальной академии наук Беларуси по земледелию. Но условия его “рождения” до конца не изучены. Рапс — это спонтанный гибрид. Его “родина”, по одной версии, Атлантическое побережье, по другой — северное побережье Германии.
Как считается, рапс завезли в Европу в XVI веке. В XIX он появился в Польше и на западе Украины. В 60-х годах минувшего столетия испытывали, можно ли рапс выращивать в Беларуси. Но до масштабного возделывания дело так и не дошло: озимый рапс переживал только одну зиму из двух. Тогда решили, что климат не тот, и про рапс на некоторое время забыли.
Вспомнили о нем в 80-х, когда взялись активно развивать животноводство и для кормления скота понадобились дополнительные объемы белка.

Маленькое чудо
За четверть века белорусские ученые смогли “примирить” рапс с нашим климатом. Они районировали в Беларуси около 25 сортов озимого и ярового рапса, а также его близких “родственников” — горчицы белой и редьки масличной. На счету специалистов и два десятка новых сортов и гибридов. В Научно-практическом центре Национальной академии наук Беларуси по земледелию разработали технологии, позволяющие получать 40—50 центнеров с гектара озимого и 30—40 центнеров ярового рапса.
Урожайность в нынешнем году пока оказалась ниже — около 24 центнеров с гектара. Но это вдвое больше, чем в 2007-м.
Повышения урожайности хозяйства добились благодаря применению современных интенсивных технологий, в том числе по обработке посевов гербицидами, а также за счет дополнительного внесения минеральных удобрений. “Повышать урожайность, — отмечают в Министерстве сельского хозяйства и продовольствия, — удается также за счет использования современных комбайнов со специальными приставками, которые позволяют дополнительно получать от 5 до 8 центнеров с гектара”.
Рапс — это маленькое чудо, говорит с любовью к этой культуре Ядвига Пилюк. “Одно зернышко  весом  около  4 милли-граммов, — рассказывает она, — может принести урожай семян весом в полкилограмма”. Поэтому не случайно рапс, точнее его “родственница” горчица, упоминается даже в Евангелии от Матфея: “...Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, которое хоть меньше всех семян, но когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом...”
И действительно, в рапсе есть что-то неземное. Ярко-желтое цветущее поле рапса даже в пасмурную погоду — лучшее средство для поднятия настроения.
Дешевле подсолнечного
“Рапс — это 40—50 процентов масла и 20—27 процентов  белка. Поэтому рапс — маслично-белковая культура”, — объясняет Ядвига Пилюк.
По ее мнению, в первую очередь рапс нужно использовать на пищевые цели. По жирно-кислотному составу рапсовое масло близко к оливковому. У белорусских ученых есть сортообразцы с содержанием в масле до 70—72 процентов олеиновой кислоты.
Если в Беларуси создать дополнительные мощности для переработки рапса, то жители страны смогут покупать менее дорогое и более полезное, чем подсолнечное, рапсовое масло.
Сегодня литр импортируемого подсолнечного масла стоит около 5 тысяч рублей, а нашего рапсового — 4 тысячи. Если бы не было второго, то первое стоило бы еще дороже. “Это законы экономики”, — отмечает завлабораторией.
Сковородка пахнет шоколадом
Уже сейчас, по некоторым подсчетам, каждый третий литр растительного масла, потребляемого в Беларуси, изготавливается из семян рапса. По полкам магазинов и прилавкам рынков это незаметно. Но есть же еще майонезы, салаты, консервы. “Рапсовое масло долго не прогоркает, поэтому его охотно используют”, — объясняет Ядвига Пилюк такой патриотизм производителей.
Рапсовое масло не образует канцерогенов, обладает антиоксидантной способностью. В Западной Европе при жарке подсолнечное масло используется только один раз, а потом сливается и применяется в производстве биотоплива. Мы же нередко жарим “до победы” и наносим вред своему здоровью. Оттого у нас так много сердечно-сосудистых заболеваний.
“Я использовала бы два масла, — пытается оправдаться от обвинения в квасном патриотизме завлабораторией. — Для салата — подсолнечное, для жарки — рапсовое”. По ее словам, в Германии, где климат очень подходит для возделывания рапса, доля рапсового масла в общем объеме растительных не превышает 70 процентов.
“Мы на подсознательном уровне привыкли к тому, что растительное масло должно пахнуть подсолнечником”, — объясняет ученый причину консерватизма многих наших потребителей. Однако, по ее словам, рапсовому маслу можно придать и такой аромат. В него, как утверждает она, “можно вставить” любой запах, оно может пахнуть, например, ананасом, шоколадом”.
Рапсовое масло также можно использовать в производстве косметики и парфюмерии, биотоплива. Богатые белками отходы пойдут на корм скоту.
Доходное дело
“От одной коровы в год можно получить до 80 кило-граммов сливочного масла, и занять она может целый гектар земли. А с того же гектара можно получить тонну рапсового масла”, — приводит Ядвига еще один экономический аргумент в поддержку этой сельхозкультуры.
По ее словам, увеличение потребления растительного масла — это общемировая тенденция. На душу населения в Беларуси, когда много людей жило в деревнях и родители доставляли детям в город сумки со свининой, мы потребляли около 9 литров растительного масла. Но со временем многое изменилось, сельское население сократилось, и мы с животных жиров переходим на растительное масло. Сейчас это потребление выросло как минимум до 16 литров. У наших соседей-поляков выходит по 20 литров, а у голландцев — и вовсе 42 литра в год на человека.
Однако, охлаждает пыл завлабораторией, это вовсе не повод засеять всю Беларусь относительно новой для нас культурой. “Думаю, — говорит она, — что на данном этапе 10 процентов в структуре посевных площадей — это было бы хорошо. В отдельных хозяйствах может быть и до 15 процентов”.
В Беларуси в зависимости от погодных условий и объема вложенных ресурсов мы можем стабильно получать по 20—30 центнеров семян рапса с гектара. Если засеять 450 тысяч гектаров, то с  них можно собрать до 1 миллиона тонн семян рапса. Выход масла из них составил бы 350—400 тысяч тонн.
И похоже, в Министерстве сельского хозяйства и продовольствия заинтересованы в активизации возделывания рапса.
Озимый рапс в нынешнем году будет посеян на площади 400 тысяч гектаров, что на 100 тысяч больше, чем в прошлом. “В ближайшие два-три года мы планируем постепенно увеличивать посевные площади под рапс, — говорит заместитель министра Минсельхозпрода Василий Павловский. — В целом к 2010 году объем производства маслосемян рапса в Беларуси необходимо увеличить до 1 миллиона тонн”. Перспективы выпуска биотоплива обсуждаются пока в меньшей степени. А вот возможность обеспечить животноводство белком и насытить рынок отечественным растительным маслом очень привлекает.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter