Какая ситуация на международном рынке сливочного масла и на что делают упор белорусские производители

Масло постоянного спроса

♦ Каковы мировые тенденции цен на сливочное масло?

♦ Почему в странах-соседках так много фальсификата?

♦ На что делают основной упор наши производители?

♦ Ожидается ли рост стоимости продукта на глобальном рынке?

♦ Реальна ли перспектива дальнейшего наращивания экспортных оборотов для наших молочных компаний?
Мировые цены на продукты показывают стабильный рост. По данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), в конце прошлого года показатели установили шестилетний рекорд, достигнув максимальных значений с 2014-го. Тенденция сохраняется и в 2021-м из-за неудачного сельхозгода во многих регионах мира, нарушения логистики и падения доходов населения более чем на 10 процентов, связанных с пандемией COVID-19. На этом фоне полное обеспечение населения Беларуси доступными продуктами и успехи отечественного агропрома вызывают уважение. Наша страна удовлетворяет внутренний спрос, нивелируя мировую тенденцию увеличения цен, параллельно наращивая экспортный потенциал. Это касается и производства сливочного масла: Беларусь прочно заняла мировое лидерство по его поставкам на внешний рынок, не забывая о своих потребностях.


В мире в год, по данным ФАО, производится 11,7 миллиона тонн сливочного масла. И что важно — цифра ежегодно растет на 3 процента. По словам заместителя начальника главного управления перерабатывающей промышленности Министерства сельского хозяйства и продовольствия магистра управления и права в социальных и экономических системах Марии Климовой, в долгосрочной перспективе ожидается умеренный рост его мирового производства и к 2030 году объемы достигнут 13,6 миллиона тонн. Значит, у отечественных производителей есть возможности наращивать торговые связи и получать дополнительную прибыль. Хотя наша страна уже производит почти треть от общего объема сливочного масла в ЕАЭС. Учитывая постоянный рост сырьевой базы, общепризнанное качество, натуральность ингредиентов и конкурентоспособную цену продукции, перспектива увеличения продаж вполне реальная.

— Основные страны — экспортеры сливочного масла в 2020 году — Новая Зеландия (425 тысяч тонн), ЕС (314), Беларусь (84), Великобритания (61) и США (29 тысяч тонн), — говорит Мария Климова. — По итогам прошлого года на долю нашей страны пришлось 7,9 процента всего мирового экспорта сливочного масла. Это продукт постоянного спроса.

Сложно представить, но небольшая страна в центре Европы экспортирует чуть ли не в три раза больше масла, нежели территориальный гигант — Штаты. К тому же наши молочные предприятия показывают класс не только в рейтингах, но и в натуральном выражении. На начало мая 2021 года, согласно отчету Еврокомиссии, Беларусь по-прежнему входит в первую пятерку стран — экспортеров масла и занимает в мировом рейтинге третью позицию. Стабильный рост торговли маслом на глобальном рынке объясняется наличием спроса со стороны ключевых импортеров: Китая, России, США и Канады.

Приоритетным по-прежнему остается рынок России. По итогам 2020-го в страну-соседку поставлено около 77 тысяч тонн масла почти на 354 миллиона долларов. Это на 5,9 процента больше, чем в 2019 году. Доля белорусского импорта этого продукта в России превышает 60 процентов: покупателям нравится идеальное соотношение «цена — качество», а продавцам лояльная закупочная стоимость. Однако порой покупательский спрос подталкивает недобросовестных российских производителей воспользоваться авторитетным лейблом «Сделано в Беларуси» и внедрить в торговые сети фальсификат под видом качественного продукта. Так, в марте эксперты Всероссийского союза потребителей «Рос­контроль» провели исследование сливочного масла жирностью 82,5 процента. Испытаниям подверглись 23 популярных бренда. И что? В большинстве случаев под видом натурального сливочного масла выдавалась смесь с добавлением маргарина. А семь марок содержали лишь 1 процент молочного жира. Среди них и якобы «белорусские производители». Однако при выяснении оказалось, что от белорусского в некачественной продукции только название. Некрасивая история вышла и с маслом одной очень известной нашей марки: испытания оно провалило, так как оказалось на 99 процентов маргарином. Компания-производитель провела расследование и доказала: данная партия — подделка и не выпускалась на предприятии.

Судя по сводкам новостей, подобные ситуации не редкость. Подделывают и импортные продукты, и свои. Впрочем, в Беларуси проблем с некачественной продукцией не наблюдается: масло в магазинах на 99,9 процента отечественное. А значит, полезное и натуральное. Все технические регламенты производства и нормы строго контролируются на государственном уровне.

— Собственная потребность в сливочном масле закрывается полностью. На внутренний рынок поставляется 30 процентов от общего объема производства, — констатирует Мария Климова. — Мы съедаем его в три раза меньше, чем производим на душу населения, — 4,23 из 12,2 килограмма. По данным параметрам мы абсолютные лидеры среди стран ЕАЭС.

128 тысяч тонн — столько сливочного масла планируют производить белорусские молокоперерабатывающие предприятия к 2025 году.
Что касается магазинных цен на молочную продукцию в целом и сливочное масло в частности, то в Беларуси они относительно устойчивы. Незначительные колебания происходят не из-за какого-то одного звена — подорожание идет по всей цепочке: и у поставщиков сырья, и у переработчиков, и у торговли. Особенно это актуально в период пандемии и закрытых границ. Если посмотреть на индексы цен производителей сырого молока, там идет рост. Аналогично растут затраты переработчиков, к примеру, из-за подорожания энергоносителей. Это, в свою очередь, отражается на итоговой стоимости продукта, который мы видим на прилавках, и кармане покупателя. Впрочем, сравнивая цены за белорусскую пачку масла в Минске и, например, в Москве, можно почувствовать разницу: импортный продукт для россиян стоит в два раза дороже.

Резко подскочила стоимость сливочного масла в Латвии. Специалисты объясняют это дефицитом молочного продукта в Европе, в результате чего цена достигла рекордного за последние 18 лет уровня. Так, за 200-граммовую пачку латвийцы вынуждены платить более 2 евро (около 6 белорусских рублей). Примерно такая же ситуация в Эстонии: 250 граммов масла стоит 2,49, а 150 — 1,80 евро. В Литве можно найти 170-граммовую пачку по 1,50 евро. Достаточно высокая цена в Украине — от 50 гривен (4,60 белорусского рубля) за 180 граммов. И это с учетом катастрофической доли фальсификата на прилавках, о котором писали выше.


Лидер в своеобразном рейтинге Канада: более 10 белорусских рублей за пачку (даже в США цена ниже — около 7—8 белорусских рублей). Впрочем, канадцев волнует другое: качество масла за такую цену оставляет желать лучшего. Высказываются подозрения, что в него добавляют пальмовый заменитель из-за роста себестоимости и давления со стороны американского рынка.

В целом, по прогнозам аналитиков, к 2030 году среднемировое потребление увеличится с 1,5 килограмма на человека до 1,6. То есть у белорусских молочных предприятий-экспортеров появится возможность нарастить объемы на уже знакомые площадки сбыта, а также попробовать себя на новых.

Работа в этом направлении ведется постоянная и планомерная. Недавно на Белорусской универсальной товарной бирже прошли крупные торги сливочным маслом на экспорт. По словам пресс-секретаря БУТБ Романа Янива, реализовано его на 1,5 миллиона долларов. По сумме совершенных сделок торги стали крупнейшими в этом году по данному виду продукции. В торговой сессии участвовали 15 компаний из Беларуси и других стран Евразийского экономического союза. Сделку совершил участник из России. На БУТБ отмечают: всплеск интереса к белорусскому сливочному маслу связан с дефицитом предложения на мировом рынке, сформировавшимся на фоне растущих закупок со стороны крупнейших импортеров — Китая, России и США.

— Для предприятий-экспортеров рыночная конъюнктура сейчас весьма благоприятная, — отметил Роман Янив. — Цены на молочную продукцию, в том числе сливочное масло, растут в течение всего 2021 года. К примеру, еще в марте сливочное масло жирностью 82,5 процента с поставкой на условиях FCA торговалось по 4,64 доллара за килограмм, в июне — уже по 5,13 доллара. То есть цена увеличилась более чем на 10 процентов. Поэтому активность на торгах проявляют как продавцы, так и покупатели, что позволяет поддерживать высокую конкуренцию и обеспечивать максимальную эффективность биржевого механизма.

И снова на переднем плане уровень сырьевой базы. Для производства конкурентоспособной продукции необходимо молоко постоянного качества. Меры по развитию молочного скотоводства на протяжении последнего десятилетия позволили значительно увеличить объемы производства молока и улучшить его качество. Это послужило стимулом для развития белорусского маслоделия как одной из наиболее значимых отраслей молочной промышленности.

— За 2020 год в хозяйствах страны произведено 7765,3 тысячи тонн молока (105 процентов к 2019-му). 36 процентов идет на производство масла, — рассказала Мария Климова. — Объем производства продукта за минувший год увеличился на 3,4 процента и достиг 119,5 тысячи тонн.

Белорусские молокоперерабатывающие организации — предприятия с закрытыми автоматизированными производственными процессами и современным энергосберегающим оборудованием. На них внедрены автоматизированные линии по производству масла различного диапазона жирности и вида, прогрессивное фасовочное оборудование. Предприятия на постоянной основе проводят сертификацию своих производств по системе качества «Халяль» и «Кашер». Для поставок в Китай аккредитовано 57 белорусских производителей. Разрешение на экспорт пищевой продукции животного происхождения в Европейский союз имеют 11 молокоперерабатывающих организаций. Это вкупе с расширением ассортимента, различных форматов упаковки и фасовки, оптимизацией структуры продаж по рынкам и сегментам принесет положительный результат.

По словам Марии Климовой, производство сливочного масла в соответствии со стабильным спросом со стороны стран ближнего зарубежья достигнет 128 тысяч тонн в 2025 году и 146 тысяч тонн в 2030-м.

— Статистика 2020-го позволяет говорить о сохранении нашими производителями позиций на внешних рынках, — говорит Мария Леонидовна. — В прошлом году организациями агропромышленного комплекса Беларуси экспортировано 83,9 тысячи тонн масла животного на сумму более 387 миллионов долларов, что в денежном выражении превышает соответствующие показатели, к примеру, 2015 года на 41 процент. Очевидно, что в долгосрочной перспективе рынок стран СНГ будет оставаться приоритетным для экспортных поставок белорусских производителей.

kapustina@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter