Масленичный блин — не комом

Календарь и традиции

11 — 16 марта — православная сырная седмица (Масленица).


17 марта — Прощеное воскресенье. Заговенье на Великий пост.


Еще Адам Мицкевич писал: где бы ни был, нигде не видел, чтобы так сохранился, в таком чистом виде, культ предков, как в Белоруссии. И до сих пор у нас существует потрясающий фольклорный пласт — настоящий клад для исследователей, и не только белорусских. Удивительный феномен! Чем же объяснить, что Беларусь осталась такой «нетронутой» территорией? Скорее всего, помогли традиции, которые наши предки сберегали в стремлении защитить себя, мы ведь постоянно находились в эпицентре всевозможных испытаний. Эти защитные традиции присутствовали и в обрядовых песнях, и в орнаменте — во всех проявлениях народной культуры.


Сама по себе Масленица означает новолетие. То есть в прежние времена она была новым годом, который у нас отмечался так же, как и на Востоке, по лунному календарю. В момент Масленицы заканчивалась зима и наступала весна. Но в конце XV века мы перешли на солнечный календарь и новый год изменился тоже, в результате чего декабрь «откололся» от всей остальной зимы.


Почему мы встречаем Масленицу блинами и сыром? В этот период проходил отел коров. Так что на стол выставляли то, на что в тот момент была богата община. Отсюда и называние — сырница. Вообще, в древние времена Масленица отмечалась в честь языческого божества Велеса, считавшегося опекуном стада. И старое ее название — Валоссе — идет от этого самого Велеса. Валоссем могли называть «жирный четверг» — у наших предков главный праздник недели — либо всю Масленицу. В четверг женщины по–особому ухаживали за своими коровами–кормилицами, а мужчины объезжали лошадей — обязательно кругами. Потому что круг сам по себе тоже выступал магическим знаком. Масленица в честь Велеса — это воспоминание об уходящем предке, уходящем божестве, которое еще не требовало кровавых жертв. Не зря в новый год входили, употребляя только белую пищу: молоко, масло, сметану, творог. Это было как очищение организма, человека в целом.


С какого времени Масленица известна как обряд и праздник, трудно точно определить: все это писалось и переписывалось не раз. Но, возможно, именно потому, что корни имела языческие, в советские времена она не подвергалась гонениям. Разве что приобрела больше вид проводов зимы. Масленица считалась годовым разгульным праздником. А в конце ее разжигали костер, отмечая уход старого времени. Перед входом в новое время люди бросали в пламя старые вещи — частенько «посцiлкi», на которых спали, олицетворявшие перенесенные до того болезни, несчастья... Люди верили в очищение огнем, и вера их укрепляла. Традиционное масленичное чучело иногда закапывали где–нибудь на полях, чтобы те стали более урожайными, топили в реках. Но чаще все–таки сжигали. Масленичный период как бы обеспечивал в будущем благополучие, здоровье себе и детям.


С Масленицей связано множество колоритных народных обычаев и традиций. Например, «привязывание колодки» (своеобразное наказание человеку, который уже мог, но не вступил в брак). Был обычай под названием «разуванне маладой» — так взрослые женщины приветствовали молодую, которая вышла замуж в этот год (снова подтверждение тому, что Масленица — новый год). Товарки приходили с песнями и просили выкуп, а молодая жена (либо ее муж) выносила им чарочку, «грошай» или еще что–нибудь приятное. Могли также дорогу перегораживать молодой женщине — тогда она отдавала выкуп.


В Сибири в белорусских деревнях сохранились вообще древнейшие традиции. Например, женщины объезжали деревню на лошадях и в это время пряли кудель. Еще ткали полотенце «абыдзеннiк», которым опоясывали целую деревню. Собирали такое полотенце все жившие в ней женщины. Дети в первый же день Масленицы могли ходить от дома к дому с «ночвамi», петь хозяевам приветственные песенки и собирать гостинцы.


В церковной православной традиции Масленица заканчивается Прощеным воскресеньем, когда верующие люди просят друг у друга прощения за, возможно, нанесенные обиды, таким образом в некотором смысле начиная жизнь с чистого листа. Ну а затем всех ожидало серьезное испытание — Великий пост.


Наш колорит!


Белорусской Масленице удалось сохранить самый древний вариант названия, связанный с ее историей, — Валоссе. Никто из славянских народов не сберег его.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter