Сложившаяся ситуация на польской границе наглядно показала истинное лицо западных политиков и цену их слов

Маски сорваны — карнавала не будет

Спасаясь от войн и разрухи в родных краях, тысячи людей с Ближнего Востока и Северной Африки оказались в Беларуси с одной целью — попасть в «сказку», а в их понимании — наиболее богатые страны Европейского союза. Они поверили обещаниям тамошних политиков, бросили или продали все, что имели, и устремились за лучшей жизнью для себя и своих детей. В итоге оказались в ловушке — пресловутая европейская «демократия» оскалилась колючей проволокой. И не только.

Границы «демократии»

Время в нашем западном приграничье словно потеряло свой привычный ход — кажется, это продолжается бесконечно. Так, наверное, всегда бывает, когда сердце изматывает чувство праведного гнева, а мозг просто недоумевает не то что от двойных, а уже от тройных-четверных западных стандартов. Преследуя далекие от благих намерения, еврочиновники превратили беженцев в разменную монету в своих политических дрязгах, абсолютно забыв, что это живые люди. Впрочем, многие уже, увы, и неживые — «задушены в объятиях» польских и литовских стражей рубежей «демократии».

Вспомним середину лета: литовские пограничники вытравливали со своей территории первых беженцев озлобленными собаками, перцовыми баллончиками и холостыми выстрелами. Те, кому удалось попасть в Литву и подать прошение об убежище, содержались в невыносимых условиях — без воды, еды и прочих первостепенных потребностей человека. Отчаявшиеся люди поднимали бунты в пунктах временного содержания, устраивали массовые драки и побеги. А 4 августа вблизи белорусско-литовской границы в районе населенного пункта Бенякони местные жители обнаружили избитого гражданина Ирака. Спасти его не удалось.

Смерть иракца стала отправной точкой беспрецедентной жестокости Литвы и Польши, которые кризис с беженцами и не стремились разрешать. Более того, эту ситуацию западные соседи использовали по максимуму для милитаризации своих границ, вопреки международным договоренностям и здравому смыслу.

Европейский тупик

Пик приграничных страстей случился в ноябре. Большая группа беженцев, устав ждать от ЕС официального ответа, двинулась в варшавском направлении. Однако на границе помимо забора с колючей проволокой и пограничников им противостояли польская полиция, тысячи военных и даже танки. Хотя за считанные месяцы до случившегося именно Евросоюз громче всех призывал всех быть благосклонными к беженцам и брал на себя обязательства помогать тем, кто в этом будет нуждаться.

Дела доказали несостоятельность пустых заявлений. Госпогранкомитет Беларуси констатировал: «Кроме применения физического насилия и использования газа при попытках беженцев перейти на сопредельную сторону польские военнослужащие применяют боевое оружие и стреляют поверх голов. При этом польские силовики не сдерживают себя в средствах, все более жестко избивая беженцев и вытесняя их со своей территории».

Жуткая картина для ХХI века: около трех тысяч человек (включая не менее пяти сотен детей) поначалу жили просто в лесу. Жгли костры и спали на сырой земле под открытым небом в холодную погоду. Все выглядело бы еще более трагично, если бы в этой ситуации им не пришли на помощь белорусские власти, общественные организации, волонтеры, простые люди.

Когда изможденные вконец люди решились на отчаянный шаг — попытались прорваться в Польшу через один из пунк­тов пограничного пропуска — ответ Варшавы поразил новыми гранями бесчеловечности: ­беженцев оттеснили мощными струями ледяной воды с опасными примесями, пускали в толпу газовые смеси, бросали светошумовые гранаты. И это не бурные фантазии наших идеологов — все зафиксировали камеры журналистов, кстати, тоже серьезно пострадавших. Следственный комитет Беларуси квалифицировал действия польской стороны как преступление против безопасности человечества. Возбуждено уголовное дело.

Надежда умирает последней

Парадокс заключается в том, что, как бы жестоко ни вели себя власти Польши и Литвы, многие беженцы не отказываются от своей мечты — попасть в Евросоюз. Почему?

— Мы не можем вернуться домой, потому что там у наших детей не будет будущего. А может не быть и родителей. Поэтому будем до последнего ждать гуманитарного коридора, — говорит 33-летняя Эман.

Вместе с мужем Абдулсамадом и тремя детьми они бежали из Ирака, потому что там за их семьей стали охотиться террористы.

По личному распоряжению Александра Лукашенко транспортно-логистический центр «Брузги» сразу после активных столкновений польских силовиков с беженцами в приграничье переоборудовали во временный лагерь для ожидания открытия гуманитарного коридора в ЕС. Сейчас там находятся около пятисот человек.

— Сегодня мы обеспечиваем людей горячим питанием два раза в день, дополнительно выдаем продуктовые наборы. На постоянной основе работаем с тремя роженицами, которые находятся в кризисной комнате, удовлетворяем все их потребности, принимая во внимание то, что это кормящие мамы. Обеспечиваем доступ к ним нашим международным партнерам, — рассказывает председатель Гродненской областной организации Белорусского общества Красного Креста Наталья Толкачева.

Как бы то ни было, немаловажно, что у людей появилась возможность вернуться на родину, если они того пожелают. Эвакуационные рейсы были организованы в Ирак и Сирию. Но, как подчеркнул наш ­Президент на личной встрече с беженцами на польской границе, насильно выдворять из страны их никто не будет.

Жизнь продолжается

Беженец Рэбас живет у польской границы уже больше 50 дней. И именно здесь, несмотря на непростые условия и все перенесенные тяготы, он смог снова испытать радость отцовства — супруга Бэнас подарила ему вторую дочь. Малышку назвали Мелиной. Сейчас мама с дочками находятся в кризисной комнате в Гродно. Отец ждет их возвращения в транспортно-логистическом центре «Брузги»:

— Я счастлив, что жена и дочери находятся в лучших условиях, чем я в нашем временном пристанище. С новорожденным ребенком здесь было бы трудно. Каждый раз, когда нам удается поговорить по видеосвязи, жена показывает мне дочь. Это очень трепетное чувство — видеть в крохотном ребенке продолжение семьи.
По данным ООН, число беженцев, перемещенных лиц и просителей убежища в мире превысило 84 миллиона человек. При этом свыше 40 % из них — несовершеннолетние. Эти цифры — рекорд со времен Второй мировой войны. 
КСТАТИ

Общественные организации, Совет Республики, трудовые коллективы и просто неравнодушные белорусы за полтора месяца собрали и передали беженцам около 200 тонн гуманитарной помощи: продукты, теплые вещи, одеяла, средства гигие­ны и т.д. Силами ведомств и волонтеров у ТЛЦ заработала полевая кухня, баня и даже образовательный центр для детей. Обеспечено круглосуточное дежурство службы скорой медицинской помощи и представителей МЧС.

Павел СИЛЬЧЕНОК, член Постоянной комиссии по труду и социальным вопросам Палаты представителей:

— Отдельные руководители государств Европейского союза демонстрируют бесчеловечность, геноцид и полное попрание норм международного права, при этом безосновательно обвиняя белорусскую сторону. А ведь именно наши граждане явили образцы гражданской позиции, гуманизма, сострадания к бедам людей, оказавшихся заложниками сложившейся ситуации у себя на родине и теперь — на ­польской границе. Наша страна предоставила им кров, обеспечила продовольствием, оказала медицинскую помощь и прочее. Но вместо того чтобы стремиться разрешить сложившуюся ситуацию совместно с белорусской стороной, чиновники Евросоюза делают все, чтобы разорвать с нами отношения. Они ведут диалог на языке санкций и унижения белорусского народа. Учат других принципам демократии, соблюдению прав человека, а сами грубо их нарушают.

kurak@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter