Машины выходят в прокат.

Легко ли взять автомобиль в аренду. Эта услуга далеко не новая и довольно распространенная в мире. А что представляет собой белорусский рынок проката автомобилей?

Легко ли взять автомобиль в аренду.

Услуга автопроката далеко не новая и довольно распространенная в мире. А что представляет собой белорусский рынок проката автомобилей?

Развитие слабое, но перспективное

Рынок аренды автомобилей в Беларуси пока еще в стадии становления. Такого мнения придерживаются специалисты этой сферы. “Этот бизнес как система начал развиваться более десяти лет назад, — говорит директор минского представительства международной организации, занимающейся прокатом автомобилей, “Европкар” Дмитрий Неверкевич. — В начале 90-х годов были попытки придать рынку проката широкую цивилизованную форму, правда, они не увенчались успехом. Но с начала нынешнего века эта сфера услуг получила развитие”.
Лишь единицы компаний работают более десяти лет. Этот рынок условно можно разделить на несколько сегментов. Компании, действующие полностью официально, со всеми необходимыми разрешениями и стандартами (работающие с международными знаками), с проверенным автопарком. На данный момент в Беларуси их четыре. Порядка 10—15 прокатных фирм связаны с автодилерами и предоставляют в аренду машины, взятые в лизинг. Сомневаться в качестве такого автопарка также не приходится.
“Еще одна часть рынка — это стихийно образованные фирмы, — говорит эксперт. — Они появились в последние два года. Автопарк в основном состоит из привезенных из-за рубежа недорогих подержанных иномарок. Их услуги, конечно, дешевле. Но “подноготную” автомобиля узнать довольно сложно, как и предсказать его поведение на дороге в определенные моменты. Хотя некоторые клиенты и не стремятся это знать”.

Сервис — деньги

Клиент прежде всего должен понимать, что он ищет. Если ему нужен отлаженный гарантированный сервис, это будет стоить несколько дороже. В таком случае можно обратиться в компанию, сделав, например, официальный заказ по системе бронирования через Интернет. Кому надо по-дешевле, можно оформить машинку в фирме попроще.
Но в любом случае не лишним будет заранее собрать побольше информации о фирме-арендодателе, поинтересоваться мнением знакомых, пользовавшихся ее услугами, и т. д.

Договор без “сюрпризов”

Золотое правило — внимательно читать договор, прежде чем его подписывать. Ведь на этом этапе как раз и могут возникнуть те подводные камни, на которые довольно легко налететь во время поездки. “Например, в договоре может быть не прописана (или быть завышенной) сумма ответственности клиента перед арендодателем, — говорит Дмитрий Неверкевич. — Могут заверить: езжайте спокойно, мол, все хорошо. А по условиям договора окажется, что при дорожно-транспортном происшествии ответственность за восстановление машины несет клиент. При этом автомобиль может быть не застрахован или застрахован со специальными условиями и т. д. Ведь договор со всем, что там прописано, — это официальный документ, с которым можно отстаивать свои права”.
Очень неприятный “сюрприз” — когда вместо заказанной модели предлагают другую. Либо класс авто не соответствует требуемому. При получении машины после бронирования должны совпадать тип кузова, трансмиссия и наличие кондиционера. Это минимальные требования.
Не следует верить тем компаниям, которые в рекламе говорят, что им не нужен залог. Так или иначе номер кредитки клиента будет у фирмы. И полученные клиентом за нарушения штрафы станут покрываться все равно за его счет. Кстати, в Беларуси у некоторых компаний стоимость аренды без предъявления кредитной карточки при оформлении будет выше примерно на 120 тысяч рублей в сутки. У других фирм наличие или отсутствие кредитки на стоимость проката не влияет.
При поломке авто в дороге надо сразу звонить арендодателям. Здесь уместно подумать о том, насколько целесообразно переплачивать за сервис. Там, где он есть, клиенту доставят на место взамен другую машину, если его нет, то... “внимательно читайте договор”. Как в Беларуси, так и за рубежом при ДТП необходимо вызвать милицию (полицию) и проинформировать арендодателя.

Минутное дело

Что касается требований при оформлении договора аренды, то они в Беларуси и в Европе примерно одинаковые: паспорт, водительское удостоверение и кредитка. Эта процедура занимает 10—15 минут.

  • Туристы, приезжающие в Беларусь, предпочитают брать напрокат автомобили экономкласса.
  • Бизнесмены выбирают “колеса”, соответствующие статусу, но и на стоимость обращают внимание.
  • В Беларуси можно найти 7—8-летнюю малолитражку от 25 долларов в сутки.
  • В 2008 году у фирм, занимающихся прокатом, было украдено 20 машин. По оценкам специалистов, машины арендуют “с концами” примерно раз в месяц. Например, у минского “Европкар” угнали два “Фольксвагена Пассат” и микроавтобус “Каравелла”. Спустя некоторое время микроавтобус обнаружили в Московской области. “Пассат” пока находится в розыске.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter