Машины времени

Стоимость реставрации ретро-автомобилей ЗИС в Беларуси доходит порой до двухсот тысяч евро

Стоимость реставрации ретро-автомобилей ЗИС в Беларуси доходит порой до двухсот тысяч евро

Когда-то всерьез утверждалось, что автомобиль — не роскошь. В самом деле, порой он нечто гораздо большее. Железный конь нередко разбивает вдребезги даже железные принципы. Скажем, Латвия не уважает советское прошлое, но бережно хранит в Рижском мотормузее “Роллс-Ройс”, разбитый Брежневым, а также машины Сталина и Горького. Есть исторические и нетривиальные автомобили и в Беларуси.

На границе ГАЗы ходят хмуро

На этой неделе наша страна отметила День пограничника. Можно с полной уверенностью сказать, что праздником 28 мая стало и для этого серо-зеленого “газона” 1958 года выпуска, всю свою активную жизнь участвовавшего в охране государственной границы СССР. Машины этой марки нередко мелькали в кино: именно ГАЗ-69 был служебным авто старшего лейтенанта милиции Анискина, боровшегося с Фантомасом, подобный же “козлик” снимался в картине “Ко мне, Мухтар”. И даже в фильме Клинта Иствуда “Письма с Иводзимы”, причем в качестве... японского военного вездехода. В Беларуси автомобиль-пограничник бережно восстановлен и хранится ныне в Пинском спортивном комплексе ДОСААФ.

“Толчок этой идее дала ностальгия: ГАЗ-69 был основной оперативной машиной погранвойск, в которых я служил с 1972 года, — признался “Народной газете” руководитель спорткомплекса, воин-интернационалист, офицер запаса Анатолий Круговец. — Сколько замечательных воспоминаний связано с ним! Около трех лет мы работали над этой машиной, имея первоначально в наличии лишь ее остов. Помещения для ремонта на безвозмездной основе предоставил нам Центральный совет ДОСААФ и лично его руководитель, генерал-майор запаса Игорь Дырман. Теперь этот автомобиль пятый год подряд принимает участие в праздничных мероприятиях, проводимых в Пинске ко Дню Победы. Возит ветеранов войны и закрепленный в кузове штандарт”.

Глядя на восстановленные пинскими мастерами серо-зеленые сверкающие поверхности, трудно свыкнуться с мыслью, что этой машине — 55 лет. И невольно приходит на ум реплика героя знаменитой повести братьев Стругацких “Понедельник начинается в субботу”: “Если уж покупать что-нибудь, так это ГАЗ-69, вездеход, но их, к сожалению, не продают”. Сегодня вездеходы продают, причем любые, но далеко не каждый из них может похвастать таким состоянием, как пинский.

Судьба еще одного автораритета, восстановленного руками полесских умельцев, поистине захватывающа. Он был участником операции “Дунай” — ввода войск стран Варшавского договора в Чехословакию в августе 1968 года. ГАЗ-63 служил радиостанцией. А вот уже на Родине грузовику досталось на артиллерийском полигоне, где он, по сути, попал под расстрел. “Сами понимаете, что теперь реставрировать такую машину не в пример сложнее, — говорит Анатолий Круговец. — И все же мы смогли ее оживить: поставлен кузов, реанимирован двигатель. Завершающим аккордом станет восстановление характерных белых полос на капоте и кузове, которыми обозначались автомобили, участвовавшие в операции “Дунай”. И тогда жизнь этого грузовика, как песня, продолжится”. Кстати, именно за рулем такого полноприводного ГАЗ-63 исполнял свою песню “Крепче за баранку держись, шофер!” Леонид Агутин в первом музыкальном фильме “Старые песни о главном”.

 Дорогое удовольствие

Стоимость реставрации автомобиля зависит от множества факторов: начального состояния, самодеятельности прежних владельцев, технологии работы, года выпуска. Сегодня реставрация, например автомобиля сталинской эпохи ЗИС-101 в Минске, обойдется примерно в 200 тысяч евро, в Москве — в 2,5 раза дороже.

Фестивальный “лимузин”

В следующем году Беларусь ждет многочисленных гостей, которые съедутся на чемпионат мира по хоккею. Чем не повод вспомнить еще одно грандиозное и когда-то с нетерпением ожидаемое событие — VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов, прошедший летом 1957 года в Москве. Именно к нему в СССР впервые появились венгерские автобусы “Икарус”, были выпущены первые автомобили “Волга” ГАЗ-21 (те самые “танки во фраке”, так любимые Деточкиным) и первый “рафик” — микроавтобус РАФ-10 “Фестиваль”.

И все же большую часть из 34 тысяч гостей, съехавшихся в советскую столицу, возили не на этих новинках. Писатель Анатолий Макаров вспоминал: “Фестиваль ехал по Москве в автобусах и в открытых грузовиках — на всех гостей автобусов не хватало. Он плыл по Садовому кольцу, которое представляло собой бескрайнее человеческое море”. Своеобразными лайнерами его были грузовые автомобили ГАЗ-51. Сегодня такой грузовик — еще одна гордость и результат кропотливой реставрации пинских членов ДОСААФ — энтузиастов Григория Солоневича и Николая Заблоцкого.

“История конкретно этой машины ничем не примечательна, она просто была списана из автопарка, — поясняет Анатолий Круговец. — Но для нас ГАЗ-51 — явление особое. Машины именно этого типа становились первым автомобилем курсанта, обучавшегося в автошколах ДОСААФ на водительскую категорию С”. Впрочем, в кино “пятьдесят первый” оставил заметный след: его утопил главный герой фильма “Солдат Иван Бровкин”, на такой же машине шоферил Пашка Колокольников (“Живет такой парень”) и преследовали кладоискательницу Ольгу ее конкуренты из “Невероятных приключений итальянцев в России”. Между прочим, у трех с половиной миллионов грузовиков этой серии, выпущенных в СССР, имелись и “родные братья” за границей: по советской документации ГАЗ-51 производился в Китае, КНДР и Польше.

Синий туМАН и голубой экран

Впрочем, заграничный раритет есть и у Пинского спорткомплекса ДОСААФ, причем он также давно стал героем экрана. Снятый по мотивам одноименного романа Николая Чергинца фильм “Вам задание”, картины “Глубокое течение” и “Последний бой майора Пугачева” — далеко не полный перечень киноработ, в которых присутствует мощный грузовой MAN-630 L2А. Сам он — послевоенное детище немецкого автопрома, однако характерные брутальные очертания серо-голубой кабины вполне соответствуют “фашистскому образу”, как и сохранившийся по сей день крест на водительской двери. Тем более что именно этот концерн в военный период занимался производством известного танка вермахта — “Пантеры”. Эксперты подтверждают: в пятидесятые — шестидесятые годы автомобиль MAN был одной из двух машин бундесвера первого оснащения, созданных непосредственно на базе прежних вермахтовских моделей.

“Этот автомобиль служил передвижной столовой бундесвера, — рассказывает Анатолий Круговец. — В Беларусь он попал в 1991-м, причем кунг и шасси на границе почему-то были изъяты. У нас был соблазн заменить их отечественными, и все же желание сохранить историческую аутентичность взяло верх: кунг заказали в Германии — непосредственно в автоконцерне MAN. Это добавит естественного колорита этой уникальной машине, многотопливный дизельный двигатель которой может работать на бензине, керосине, отработанном масле и даже на топливе для реактивных истребителей”.

В ФРГ цена этого автомобиля составляла около 40 тысяч марок. Сегодня в Омске продавец рассчитывает выручить за машину 3,5 миллиона российских рублей — почти 113 тысяч долларов. В Беларуси же о продаже немецкого тяжеловеса речи не идет. В спорткомплексе ДОСААФ продолжается реставрация мюнхенского гостя и зреет новая задумка, обусловленная неформальным статусом Пинска как мотобольной столицы страны: собрать коллекцию старых мотоциклов. Ведь это тоже история, впрочем, уже совершенно другая...

Цените Беларусь!

Коллекционеров и реставраторов, хранящих и восстанавливающих легковые автомобили, в стране немало.

В Минске есть клуб владельцев “Волг”, насчитывающий два десятка “танков во фраке”, а белорусский реставратор и коллекционер Николай Демидов обладает “Чайкой” ГАЗ-13, обслуживавшей с 1968 по 1972 год руководителей советских республик во время их визитов в Москву, а также космонавтов, возвращавшихся с Байконура. Витебский реставратор Евгений Смольский восстановил “Москвич-400” — копию “Опеля Кадета”, а также “горбатый” “Запорожец” и ГАЗ-67 “Иван-Виллис”, возивший артиллеристов и их командование. А у гродненского мастера Сергея Мукосея помимо “Волг”, “Москвичей” и “Победы” имеется представительский ЗИМ, известный по фильму “Водитель для Веры”.

Несколько лет назад полку отечественных реставраторов прибыло: в Беларусь из Германии вернулся Сергей Шанк, получивший в ФРГ диплом мастера. Сегодня он даже не реставрирует, а изготавливает великолепные машины, единственные в своем роде. “Убежден, что в Беларуси жить лучше, чем, скажем, в Германии, — говорит он. — Я шестнадцать лет прожил там и знаю, как тяжело выживать в том мире. Здесь у людей больше возможностей, чтобы заниматься тем, что тебе по душе. Я вернулся в Беларусь. И намерен жить здесь и развивать отечественное реставрационное дело”. Сомневаться не приходится: дело будет продолжено, а минувшая эпоха еще не раз вернется к нам во всем блеске ее автомобилей.

Мировые автопарки

В мире существует больше десяти тысяч коллекций ретроавтомобилей. Частная коллекция султана Брунея насчитывает почти тысячу единиц, в коллекции братьев Шлюмпф, принадлежащей ныне французскому государству, — около 2,3 тысячи единиц. В США в коллекции некоего Гераха около 3,5 тысячи ретроавтомобилей, половина из которых отреставрированы. Около сотни старинных авто и мотоциклов — в частной коллекции российской семьи Ломаковых, открывшей на окраине Москвы музей ретроавтомобилей.

Пинск — Минск

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter