Машины против людей

Неизвестные технические тайны известных катастроф .
Неизвестные технические тайны известных катастроф

...В кинотеатрах Беларуси ажиотаж: идет новая "Матрица". Слово, ранее известное лишь узкому кругу людей, сейчас становится общеобиходным. Человечество, если говорить коротко, стоит (давно причем! - Авт.) на грани: или человек будет управлять машинами (роботами), или они будут управлять нами. Причем есть в истории факты, которые подтверждают серьезность этой проблемы. Человек и машина - тема сегодняшней публикации.

Ее, кстати, очень обстоятельно разрабатывает российский кандидат физико-математических наук В.Баша. С его помощью и начнем разговор. Читайте. Анализируйте. Пишите, что вы обо всем этом думаете.

Судьбы

...Бард Александр Галич, не вписавшийся в советскую систему, был вынужден покинуть Родину, после чего умер загадочной смертью. По одной из версий, его поразил током новенький магнитофон. Магнитофон убил того, чьи песни были под запретом и передавались из рук в руки именно на магнитофонных кассетах.

Говорят, Галич очень радовался в день покупки. Тысячи людей покупают магнитофоны - и живут. Ну не считать же в самом деле, что Галич вскрыл корпус и полез мокрыми руками в "потроха" конструкции, находившиеся под током? Разве что магнитофон был некондиционный, но тогда почему он достался именно "ниспровергателю" советского строя?

...Айседора Дункан была намного старше Есенина, терпела его кабацкие загулы и очень его любила. Многие не понимали ее танца, ее вольнодумие на сцене было сродни его стихам. Она умерла непостижимой смертью. Ехала в открытом автомобиле. На ней был длинный шарф. Внезапно шарф зацепился за колесо и стал на него наматываться. Никто не успел ничего предпринять. Исследователь загадочных смертей Крейнворт утверждает, что за секунду до этого на небе было затишье, и автомобиль словно нарочно (вот это заметим! - Авт.) замедлил ход. Но как только (!) подул ветер, направив шарф в спицу колеса, автомобиль резко (!) увеличил скорость. Шофер, дававший показания, не мог понять, почему двигатель машины на какой-то миг заглох, а потом вдруг рванул как сумасшедший...

...В 1963 году в Далласе роковым выстрелом был убит самый любимый американцами президент - Джон Кеннеди. Весть об этой драме потрясла Америку. Убийцу вскоре нашли (или, скорее, назначили на эту роль). Его имя - Ли Харви Освальд. И никому не пришло в голову назвать убийцей Кеннеди... президентский лимузин.

Между тем из материалов дела известно, что машина была исправна. Однако этот "исправный" лимузин вдруг встал как вкопанный. Он просто отказался (!) заводиться. Именно в ту самую секунду, когда раздался роковой выстрел. Машина стала идеальной мишенью для стрельбы! И вот что странно: когда пуля вошла в тело Кеннеди, лимузин мгновенно (!) завелся, с легкостью тронулся с места, изменив ход американской истории. И лишь один человек - сенатор Макмиллан - обратил внимание на странное поведение машины. Но его никто не стал слушать.

...В последние мгновения перед смертью, в ночь с 30 на 31 августа 1997 года, принцесса Диана была на вершине счастья - она ждала ребенка от Доди аль-Файеда, с которым они собирались пожениться. Из отеля "Ритц" Диана, Доди и их телохранитель на "Мерседесе-600" отправляются в последний путь. За рулем Анри Поль. "Мерседес" влетает в тоннель Альма. По одной из версий, аварию подстроила британская спецслужба "Ми-6". Но никакая спецслужба не смогла бы рассчитать столь мистические технические совпадения. Вот они

: 1. Разделительные столбы начинаются через 30 м от въезда в тоннель, и именно в 13-й столб врезается "Мерседес".

2. Смятая в лепешку машина останавливается ровно (!) в полночь, что зафиксировано в протоколе.

А теперь - более серьезный аргумент. В крови шофера содержание алкоголя в момент аварии составило 1,75 промилле, что соответствует 10 бокалам вина. Между тем, по мнению окружения Доди, ни телохранитель, ни шофер алкоголиками не были. Независимые эксперты говорят о другом: шоферу Дианы при выходе из отеля сделали укол вещества, которое после аварии превратилось в крови в алкоголь, а в первое время парализует волю человека. С какой стати было въезжать в тоннель с почти космической скоростью?!

"Мерседес" словно вышел из-под управления, развив 196 километров в час! Можно на расстоянии заблокировать электронику машины, которая выходит из подчинения. Но кто нажимал на этот пульт?.. Машина?!



В 1995 году, за два года до трагедии, штатному астрологу Дианы Пенни Тортон приснился сон, будто Диана едет в большой черной машине навстречу тоннелю, задыхается и куда-то проваливается. При этом ясновидящей послышался голос: "Сделайте же что-нибудь!" Ясновидящая предупредила Диану, точно указав ее будущего убийцу - "большую черную машину".

Маленький четырехколесный "ублюдок"

...30 сентября 1955 года автомобиль "Порше" известного голливудского актера Джеймса Дина на скорости 150 километров в час врезался во встречный "Кадиллак". За рулем "Кадиллака" сидел студент. Полицейские так и не смогли объяснить, как эти машины, двигавшиеся по встречным полосам на приличном (40 м) расстоянии друг от друга, умудрились столкнуться.

Сам актер не раз называл свою машину маленьким ублюдком. Эксперты выяснили, что, как только машины поравнялись друг с другом, "ублюдок" резко вывернулся и словно пошел на таран.

Студент чудом уцелел и потом рассказал полицейским, что в последнюю секунду перед столкновением он увидел перекошенное лицо Джеймса, который не понимал, что происходит. Через мгновение актер погиб. Согласно материалам дела, оба водителя были трезвы. По мнению экспертов, вираж, который совершил невменяемый четырехколесный "ублюдок", практически невозможен!

Покореженную машину погибшего кумира купила миллионерша из Техаса Анжела Пери, вложила в ее реставрацию огромные деньги. Решив, что Дин "обижал" машину, она разговаривала с "Порше", гладила ее, представляя, что ласкает артиста. И, наконец, решила разобраться в смерти своего кумира. Поехала на место автокатастрофы, где на большой скорости врезалась во встречную машину и умерла, не приходя в сознание... В полицейских отчетах сохранились страшные записи: "Внутри обнаружены спайки проводов, по строению напоминающие мозговые извилины".

Та же участь постигла и одну из поклонниц знаменитого писателя Альбера Камю. "Рено", в котором он ехал, неожиданно потерял управление и врезался в дерево. Камю погиб. Поклонница купила и отремонтировала его "Рено" и... разбилась через месяц, врезавшись в дерево у дороги. Трагедия повторилась до мелочей.

Общее в этих историях одно: все они произошли именно в тот момент, когда люди были счастливы.

Почему "ошиблась" украинская ракета?..

4 октября 2001 года в 9 часов 15 минут по московскому времени из Тель-Авива в Новосибирск вылетел самолет Ту-154 с 64 пассажирами. В 13.39 экипаж сообщил, что полет проходит нормально. В 13 часов 44 минуты, когда лайнер находился в 200 километрах южнее Сочи на высоте 11 тысяч метров, самолет пропал с экранов радаров.

Первым причину катастрофы обнаружил один из спутников минобороны США, зафиксировавший пуск ракеты с территории Крыма в указанное время. Украине, некоторое время все отрицавшей, пришлось признать, что катастрофа произошла в результате попадания в пассажирский самолет зенитной ракеты С-200 класса "земля - воздух", выпущенной в ходе учений украинских ПВО с Крымского полуострова.

А теперь самое странное: как заявил начальник пресс-службы ВМС Украины капитан первого ранга Николай Савченко, район стрельб боевых кораблей находился на расстоянии 290 км от возможного места падения самолета, а силы ПВО и ВМС Украины стреляли ракетами, которые могут поразить цели только на расстоянии 10 км. Кроме того, по заверению Украины, стрельбы с кораблей начались после 15 часов по московскому времени, то есть когда самолет уже был сбит!

Что же произошло над Черным морем? В учениях использовались маловысотные, малоразмерные цели. Есть версия, что за одну из них радиолокатор и принял рейсовый самолет. У выпущенной ракеты оказалось две цели: мишень и лайнер. Ракета почему-то выбрала... живую мишень! Вторая версия: операторы могли принять отметку на экранах индикаторов от Ту-154 за сигнал от мишени и были уверены, что сопровождают именно мишень! На головку самонаведения ракеты (ГСН) поступил отраженный от Ту-154 сигнал, а вот и еще одно роковое совпадение - установленное правилами стрельбы соотношение сигнала к шуму соблюдалось (!), было выдано "разрешение пуска" и сразу же произведен пуск. Официальные круги назвали катастрофу трагическим стечением обстоятельств, среди которых указывали даже на отражение сигнала от морской поверхности. Сильный аргумент!

Ракета не первый раз сбивает гражданский самолет. Почти по тому же сценарию произошла катастрофа авиалайнера "Боинг-747" над Атлантикой 17 июля 1996 года. Когда несколько лет спустя обломки пострадавшего самолета подняли, там тоже обнаружились "следы" ракет "земля - воздух".

Трагедия, которая не должна была случиться

...Самым ярким и ужасающим примером проявления противоречия между указаниями техники и принятием в критическую минуту рокового решения командой стала трагедия, произошедшая в ночь на 2 июля 2002 года в Германии в районе Боденского озера, где на высоте 11 тысяч метров столкнулись российский пассажирский авиалайнер Ту-154 компании "Башкирские авиалинии", направлявшийся в Испанию, и грузовой самолет "Боинг-757". Погибли находившиеся на борту Ту-154 12 членов экипажа и 57 пассажиров - 52 ребенка и 5 сопровождавших их взрослых. На борту "Боинга" были 2 пилота.

Между тем рейс Ту-154 с самого начала был неудачным.

Самолет, которым дети должны были лететь в Испанию, благополучно приземлился в стране назначения. Но... представительница турфирмы, отправлявшей детей, спутала в Москве аэропорт, пришлось заказать дополнительный самолет. Это - первое из странной цепи совпадений, роковое сочетание которых привело к трагедии. Трагедии, которой не должно было случиться.

Второй причиной столкновения стало введение нового воздушного коридора: сейчас допускается полет двух бортов, расстояние между которыми - 300 метров! Все пролетающие над Европой самолеты снабжены системой TCAS, предупреждающей об опасности сближения самолетов в воздухе. В случае противоречия между указаниями диспетчера и системы защиты приоритет имеет диспетчер. Это - третье звено в цепи роковых совпадений. Не случайно трагедия произошла во время забастовки диспетчеров, протестующих против введения системы "единого неба" над Европой. Неужели небо решило отомстить за пренебрежение к нему и выбрало самую ранящую человечество жертву - ею стали дети!

...Для демонстрации своей силы рок "включил" созданные вроде бы самими людьми роковые совпадения. Основная вина за катастрофу лежит на швейцарской диспетчерской компании "Скайгайд" ("Небесный гид"), которая "вела" оба самолета в момент столкновения.

Из расшифровки черного ящика следует, что на борту Ту-154 система защиты TCAS, обнаружившая опасное сближение с "Боингом", рекомендовала лайнеру набрать высоту. Аналогичная система на приближающемся к Ту-154 борту "Боинга" выдала приказ снижаться. Если бы оба экипажа выполнили указания своей автоматики, самолеты мирно бы разошлись в воздухе! Но один из экипажей подчинился диспетчеру, другой - системе защиты, машине...

За 9,5 секунды до катастрофы TCAS Ту-154 дает команду усилить набор высоты. Однако старший член экипажа настаивает на выполнении инструкции. Таким образом, оба самолета идут на снижение.

(И вот что еще странно и... по-человечески ли в этом случае?! - Авт.) Немецкие диспетчеры заметили неладное и пытались дозвониться до своих швейцарских коллег по телефону, но линия роковым образом была занята. Не исключено, единственную функционировавшую телефонную линию заняла неопытная ассистентка, на которую потом пытались свалить вину за столкновение. Рок не дал самолетам и последнего шанса!

* * *

До сих пор человечество сталкивается только с двумя разумными силами во Вселенной: собственным весьма ограниченным разумом и удивительной силой разумного устройства мироздания. Его физические законы, красота математических уравнений, описывающих их, устройство человеческого мозга-биокомпьютера заставляют усомниться в случайности этих законов, в дарвинском естественном отборе как первопричине жизни. Сейчас мы на пороге создания третьей разумной силы - искусственного интеллекта. Чем это нам грозит? Пока наше общение с миром техники с самых первых моментов его существования идет не совсем гладко.

- Нам стоит подумать о своей культуре и нравственности, - говорит В.Баша. - Ведь машины ведут себя так, как задано программой, составленной человеком. И добро, и зло в новом мире искусственного интеллекта будет отражением добра и зла в нашем мире, мире людей...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter