Машины и люди. АвтоВАЗ – в зеркале проблем моногородов

В последний месяц сообщения вокруг АвтоВАЗа носят характер сводок с места если уж не боев, то стихийных бедствий. Конечно, в любом подобном случае не самое благодарное дело нагнетать страсти, но… проблема, похоже, выходит за пределы вопроса, быть или не быть отечественному конкурентоспособному авто. Если Пикалево называли «первой ласточкой», известившей стране о катастрофическом положении моногородов, то Тольятти с АвтоВАЗом, да простят меня читатели за несколько вычурное сравнение, по величине тянет уже на этакого птеродактиля – масштабы несравнимы. 

Итак, что нужно сделать, причем в самое ближайшее время,  руководству страны, области, города, завода?
Создать конкурентное авто и решить социальные проблемы города.
Что касается налаживания нового производства, то тут есть более или менее четкая программа. По словам исполнительного вице-президента АвтоВАЗа Виталия Вильчика, у компании нет «конкурентного продукта». Поэтому еще в начале этого года АвтоВАЗ приобрел у французского автоконцерна  Renault за 100 миллионов евро лицензионную платформу, на базе которой французы выпускают популярную  модель Renault Logan и еще ряд авто. Вазовцы планируют наладить выпуск своей машины на французской платформе, но только в 2012 году… В планах также поставить на конвейер автомобиль, являющийся собственной разработкой японской Nissan.
Инвестиционная программа завода сократится до 42 миллионов рублей. Но правительство обещало поддержать завод на жестких условиях: в частности, с целью оптимизации производства предполагается к середине 2010 года уволить 27 600 человек (фигурирует и цифра 31 тысяча) – это почти треть всех работников ВАЗа.  Среди них 13 тысяч пенсионеров и около 5500 людей предпенсионного возраста. Вице-премьер Игорь Шувалов сказал, что правительство поддерживает планы АвтоВАЗа сократить пять тысяч сотрудников уже в этом году. 
Сокращение рабочих мест – мера вполне логичная. С января по август сего года реализация продукции завода (по данным Ассоциации европейского бизнеса) сократилась на 44 процента. А вот еще любопытные – или, правильнее сказать, красноречиво говорящие – цифры. В прошлом году АвтоВАЗ выпустил 942 тысячи автомобилей при численности сотрудников 102 тысячи. Путем нехитрого арифметического действия получается чуть более 9 авто на одного работника. Для сравнения: в альянсе Renault-Nissan  работают 130 тысяч человек, на каждого из которых приходится 19 выпущенных авто. В Ford Motor Corporation трудятся 213 тысяч, которые произвели в прошлом году 5,5 миллиона авто – 26 штук на каждого!
На совещании в Правительстве РФ было подтверждено, что увольнять будут в первую очередь людей пенсионного возраста. Части сотрудников оформят пенсию досрочно. Этой категории сокращенных будут, кроме того, предоставлены дополнительные (но временные, что особо было подчеркнуто) рабочие места.  Такой подход, конечно, частично решает проблему, только вот, как известно, размер российских пенсий даже с учетом обещанного и уже реализованного роста, мягко говоря, не обеспечивает должного уровня жизни их получателям. Поэтому фактически все в стране (и Тольятти тут не исключение), у кого есть возможность, работают и после достижения пенсионного возраста. В общем, благосостояние бывших работников автогиганта резко ухудшится, что автоматически потянет за собой доходы соцкультбыта. Остается порядка 10 тысяч человек трудоспособного возраста – чем их планируется занять?
Варианты – наладить в городе производство продукции, имеющей стабильный сбыт. К примеру, выпуск игрушек. А также увеличить количество вакансий в ЖКХ. Дать «зеленый свет» малому бизнесу. Рассматривается и вопрос частичного переселения людей, потерявших работу, в другие регионы, что является наименее популярной мерой. Также было официально объявлено, что областной центр предоставит рабочие места, а для удобства этой категории граждан им будут выделены бесплатные автобусы для проезда в Самару.
Есть еще и ряд «маленьких» проблем. Например, около 10 тысяч человек (работники АвтоВАЗа и их семьи) проживают в трех общежитиях. В договоре аренды прописан пункт, где указано, что общежитие предоставляется только сотрудникам завода. Далее, я думаю, объяснять ничего не надо. Казалось бы, к чему выносить на федеральный уровень проблему заводских общаг? Для этого есть администрация города и руководство АвтоВАЗа. Однако опять приходится вспоминать Пикалево, где местные власти и владельцы предприятий не могли решить, кому принадлежит котельная. И только волевым решением премьера Путина котельная обрела хозяина, и в квартирах горожан появилась горячая вода, которой не было несколько месяцев. Так что вполне обоснованы опасения тольяттинцев, что их социальные проблемы, в конечном счете, в «ручном режиме» разруливать будут чиновники самого высокого федерального уровня.
За тем, как будет решена проблема «лишних» людей на АвтоВАЗе, внимательно следят жители Нижнего Тагила, Череповца, подмосковного Воскресенска и ряда других моногородов, которых насчитывается в России без малого полтысячи и где проживают порядка 35 миллионов человек.  В 17 моногородах обстановка близка к «точке кипения».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter