Машину к подъезду. Корреспондент “НГ” попробовала себя в роли помощника водителя социального такси, которое появилось в столице

Проводить день за днем в четырех стенах — участь, прямо скажем, не из легких. Между тем для многих инвалидов жизненное пространство зачастую ограничивается именно пределами квартиры.

Проводить день за днем в четырех стенах — участь, прямо скажем, не из легких. Между тем для многих инвалидов жизненное пространство зачастую ограничивается именно пределами квартиры. Выбраться в поликлинику или от-правиться за покупками для того же колясочника — задача трудновыполнимая. Одна из причин, которая ограничивает свободу передвижения таких людей, заключается в отсутствии доступного транспорта. Впрочем, теперь у столичных инвалидов есть повод порадоваться. Недавно в Минске начало курсировать социальное такси, которое может доставить в любую точку города. “Народная газета” решила провести день вместе с его пассажирами.

С ветерком и комфортом

 Прибыть к отправному пункту маршрута нужно было в 7.30 утра. Первыми нашими клиентами стали инвалиды-колясочники Елена Бычок и Алексей Зуев. Водитель Сергей Кулешов открыл задние двери микроавтобуса, взял пульт, нажал кнопку — из машины выехал подъемник и опустился на землю. По этой “дорожке” коляски въехали внутрь такси. — Теперь фиксируем каждое колесо коляски специальным держателем, — поясняет Сергей. — Кроме того, пассажиров нужно пристегнуть ремнем безопасности.

Фонтан увидел, теперь можно в зоопарк

Пока водитель занят делом, решаю воспользоваться свободными минутами и пообщаться с мамой Лены, которая провожает дочку у подъезда. — Наконец-то у наших детей появилась возможность цивилизованно выезжать в город, — отмечает Тамара Анатольевна Горовик. — Раньше в буквальном смысле слова приходилось таскать их на себе. Даже до отделения дневного пребывания инвалидов была проблема добраться. — Этой осенью я впервые в своей жизни увидел фонтан в парке, — продолжил разговор 23-летний Леша, когда мы тронулись в путь. — А еще смог побывать в библиотеке и на выставке. Теперь вот мечтаю съездить в зоопарк. — Я с удовольствием бы “попутешествовала” по коридорам Национальной библиотеки. А еще за свои 27 лет ни разу не была в Ботаническом саду. Там, наверное, очень красиво, — поддержала беседу Лена. У ее мамы желания более прозаичные: “Хочу свозить дочку в магазин и купить ей зимние сапоги, а то, если честно, надоело ходить за обувью с линеечкой”.

Реклама через жировки

Заявки на такси принимаются за сутки. Человек звонит в территориальный центр, говорит диспетчеру, к какому времени подать к подъезду машину и каким будет маршрут. Некоторым клиентам требуется доставка туда и обратно. Социальное такси Заводского района за сентябрь выполнило 148 заявок. В среднем на день приходится около 10 заказов. Некоторые пассажиры пытаются держать информацию о такси в секрете, чтобы было меньше конкурентов. В целом по городу таким видом услуг воспользовались уже почти 1000 человек. И это далеко не предел. — Жалко, что пока нас не хотят поддержать ЖЭСы, — сетует заведующая отделением первичного приема, информации, анализа и прогнозирования территориального центра социального обслуживания населения Заводского района Татьяна Погробенко. — Центры предложили размещать информацию о службе социального такси на обратной стороне жировок, чтобы каждый человек мог о ней узнать. Согласитесь, такая услуга не менее важна, чем, к примеру, вскрыть заклинивший замок или установить железную дверь. Надеюсь, что в ближайшее время вопрос все-таки удастся решить.

Сэкономить половину пенсии

Оставив ребят в отделении дневного пребывания, мы с Сергеем отправляемся за новым пассажиром. Пенсионера Михаила Орешко необходимо доставить в первую больницу на гемодиализ. Ездит он туда три раза в неделю, по понедельникам, средам и пятницам. — Впервые увидел машину по телевизору, — рассказывает Михаил. — А позже заприметил ее возле больницы — туда на процедуры привозили колясочников. Сразу же расспросил подробно, где можно заказать такси. В территориальный центр позвонил всего один раз. А затем диспетчер Юля сама стала включать меня в график как постоянного клиента. За разговором незаметно подъехали к дому, где нас ждала еще одна пассажирка — Елена Добронравова. Конечным пунктом ее маршрута значилась 4-я больница. — До сих пор не могу поверить, что появилась такая услуга, да еще и бесплатная, — делится Елена Григорьевна. — Вы не представляете, как она облегчила жизнь. Ведь нам, диализникам, хочешь не хочешь, а на процедуру ездить нужно.

От аптеки до цирка

— Вначале нам сказали, что это благотворительная акция, и бесплатно возить инвалидов первой группы и колясочников будут только месяц, но в конце сентября Мингорсовет принял решение оставить льготу в силе, — демонстрирует свою осведомленность Михаил Орешко. — Информация верная. Причем воспользоваться социальным такси инвалиды первой группы и инвалиды-колясочники могут неограниченное количество раз, никакого лимита здесь нет, — уточняет Татьяна Погробенко. — Да и перечень объектов социальной инфраструктуры, куда их могут доставить, тоже достаточно большой. Сюда входят поликлиники, больницы, аптеки, магазины, торговые и оздоровительные центры, государственные органы, жилищно-коммунальные службы, кинотеатры, выставки, цирк, библиотеки, нотариальные конторы и юридические консультации, авто- и железнодорожные вокзалы, аэропорт, банки, организации связи и даже места проведения культурно-массовых и спортивных мероприятий.

А теперь “почитаем” аудиокниги

Естественно, лидирующая позиция — у заявок на доставку к учреждениям здравоохранения. Так что на их выполнение ушла первая половина дня. К 14.00 мы подъехали на Центральную улицу. Сергей вышел из машины и сообщил по домофону, что социальное такси подано. Ждали Тамару Александровну Постолову, а пришел ее муж. — Жена плохо себя чувствует, — говорит Эмиль Биргерзон. — Так что с вами поеду я. — Куда отправляемся? — В библиотеку общества слепых. Сейчас у жены — единственная отдушина аудиокниги, ведь она инвалид по зрению первой группы, — вводит меня в курс дела Эмиль Владимирович. — Тамара всю жизнь проработала конструктором на автозаводе, читать любила всегда. А когда глаза стали подводить, перешла на диски. Наш пассажир вернулся из библиотеки с двумя огромными сумками, доверху наполненными аудиокнигами. — Учел все пожелания жены. Кстати, правом на бесплатный проезд пользуются не только инвалиды первой группы, но и лица, их сопровождающие. Хотя за время общения с клиентами социального такси неоднократно приходилось слышать: мы согласны ездить и за деньги. Лишь бы расценки были не очень высокими. Главное, чтобы такая услуга существовала, ведь для инвалидов — это хорошее подспорье. А еще возможность почувствовать, что многие преграды исчезли, и в своих передвижениях люди с ограниченными возможностями стали более свободными.

В тему

Татьяна ФЕДОРОВА, начальник отдела развития и координации социальной помощи и социального обслуживания Министерства труда и социальной защиты: — Ввести социальное такси некоторые регионы пробовали и раньше. В частности, такая транспортная услуга хорошо зарекомендовала себя в Барановичах. В Минске данный вид помощи поставили на регулярную основу. Достигнуть подобного масштаба пока никому еще не удавалось. И в этом плане надо сказать большое спасибо столичным властям. Ведь финансирование работы социального такси осуществляется только за счет местного бюджета. Будем надеяться, что и другие области пойдут по такому пути, ведь проблема доступного транспорта сегодня весьма актуальна для инвалидов. Со своей стороны Министерство труда и социальной защиты в комплексной программе развития социального обслуживания на 2011—2015 годы предусмотрело расширение перечня услуг, оказываемых территориальными центрами социального обслуживания населения. Сюда входит и приобретение легкового транспорта для оказания различной помощи ветеранам, пожилым людям и инвалидам.

По какому телефону можно вызвать машину

  • Заводской район — 295-68-13 
  • Ленинский район — 291-00-65 
  • Московский район — 271-95-60 
  • Октябрьский район — 224-41-72 
  • Партизанский район — 299-05-14 
  • Первомайский район — 280-42-39 
  • Советский район — 293-66-23 
  • Фрунзенский район — 201-04-12 
  • Центральный район — 290-93-44
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter