Машиностроение: Made in Belarus

Их называют потребителями лучших разработок белорусской науки, локомотивом экономики и брендами, по которым узнают страну на всех континентах! Каждый десятый трактор в мире — BELARUS. БЕЛАЗы добывают алмазы на другом конце света и занимают почти треть мирового рынка.Электробусы, созданные в Минске, перевозят жителей европейских городов. Белорусские машины полностью закрывают свой рынок и продаются более чем в 80 стран. Но так было не всегда! Позади сложнейшие десятилетия, где нашлось место фактически реанимации отрасли. О том, как развивалось машиностроение Беларуси и какое у него будущее, — первая серия специального проекта «Сделано!», вышедшая в эфире канала «Беларусь 1».


1990-е. Рост инфляции, напоминающий катастрофу. Пустые магазинные полки. Взлетевшие до небес цены. «Парализованные» цехи машиностроительных гигантов — дух времени. «Гомсельмаш». На заводе отключают свет, отопление. Рабочие согреваются у костров прямо в цехах. В такой ситуации многие. Заводы — градообразующие. И тысячи судеб — на каждом из них! Главный конструктор ОАО «МАЗ» — управляющая компания холдинга «БЕЛАВТОМАЗ» Александр Мышко вспоминает:

— МАЗ, как и большинство предприятий автопрома СССР, имел очень высокую степень кооперации. Естественно, с развалом Союза были нарушены все эти кооперативные связи. Зарплаты были маленькие. Каждый искал себе место получше. Были попытки завода помогать сотрудникам бартерным способом. Куртки, сапоги, что только не выменивали.


На разрушенных кооперационных связях машиностроение буксовало. И в целом производство промышленной продукции за первую пятилетку 1990-х снизилось на 41 процент. Нужны были кардинальные и волевые решения. Причем в начале пути речь не шла в принципе о новинках, модернизации или расширении рынков. Нужно было накормить людей. Дать им возможность заработать. На кону была судьба не одного и не двух заводов, а целой отрасли. А еще десятилетиями накопленный опыт, коллективы с уникальными конструкторами, инженерами. И белорусский лидер с машиностроителями с самых первых сложных лет. На «Гомсельмаше». На МАЗе. На МТЗ. На Минском моторном. Других гигантах машиностроения. Во время общения с рабочими Минского автомобильного завода в мае 1998 года Президент Александр Лукашенко подчеркнул:

— Машину надо сделать такую, которую можно продать.

И сделали! Каждый белорусский гигант машиностроения имеет сегодня в линейке драйверы экспорта. Ставка, сделанная еще тогда на импортозамещение, на собственные знания и опыт, она вся в машинах из Беларуси.


И это годы личного патроната Президентом возвращения отрасли к жизни! Рука на пульсе самых острых проблем и жесткий контроль всех этапов модернизации. Постепенно на первый план вышли качество производства, рост объемов и выпуск продукции, способной покорять рынки! В 2016-м машиностроение — это уже 13 процентов ВВП страны и каждый девятый рубль выручки от экспорта. Но вслед за золотой пятилеткой начался спад. Рынки просели. Вместе с мировым кризисом пришли новые вызовы. Заслушивая доклад о стратегии развития белорусского машиностроения в ноябре 2016 года, Глава государства заявил о необходимости более активной работы по диверсификации рынков сбыта, в том числе по линии внешнеполитического ведомства. Он поручил проанализировать работу представительств белорусских компаний за рубежом и их кадровый состав:

— Вам была поставлена конкретная задача. Вас там сотни человек за пределами страны! И я вам сказал: мне от вас там ничего не надо, кроме одного — реализации нашей продукции! Любое представительство должно работать под крышей посольства!


Наша гордость — самый большой в мире самосвал. Грузоподъемность — 450 тонн. Его самый «младший брат» поднимал всего 25 тонн. Диапазон температур — 100 градусов. Белорусские тяжеловесы успешно работают и в минус 50, и в плюс 50. В глубоких карьерах и на высоте более 4 километров над уровнем моря. А это внедренные разработки, конструкторские решения, которые позволили машинам завоевать рынок! Каждый третий самосвал в мире — наш. И это места на планете, где могут работать сильнейшие.

Когда-то линейка Минского автомобильного начиналась с грузовиков. На заре независимости страны завод выпускал всего 9 моделей. Сегодня современный и хорошо оснащенный МАЗ — в числе мировых лидеров по большегрузной, автомобильной и прицепной технике. Ее обкатывают полсотни стран фактически всех частей света. Сборочные производства за рубежом — уже не роскошь, а способ быстро охватить новые рынки. К 2020-му завод выпускает уже более двух тысяч моделей. От штучных экземпляров, созданных под клиента, до массовых универсальных машин. В сборке даже пылесосы для городских улиц, тягачи, краны и наш конек, который ловко попал в мировой тренд, — электробус, рассказывает главный конструктор ОАО «МАЗ» — управляющая компания холдинга «БЕЛАВТОМАЗ» Александр Мышко.

— Весь мир движется в сторону электричества на фоне экологии, колебания цен на нефть. И новое поколение автобусов мы проектировали, чтобы внешне они были практически одинаковыми. Чтобы это был дизельный автобус, троллейбус, электробус, а также мог работать на газовом и другом топливе. И это закладывалось сразу. 


Зеленый тренд в исполнении МАЗа — электробус, которому не нужна сеть зарядных станций: свои киловатты он получает за ночь в автопарке. А электробусы «Белкоммунмаш» тем временем давно колесят по городам Британии. Машины с правым рулем. Созданы «под клиента». Технология сверхбыстрой зарядки батареи — привычное дело. Покорять Невский проспект отправились и новые белорусские «Витовты» — троллейбусы, под потолком которых настоящий медиакомплекс, счетчики пассажиропотока, вайфай, розетки для зарядки мобильных, кондиционер в салоне. 

От тех самых костров в заводских цехах к первому в мире комбайну на газомоторном топливе. Во время рабочей поездки в Гомель в августе 2018 года Президент Александр Лукашенко посетил ОАО «Гомсельмаш», где ознакомился с состоянием и перспективами развития предприятия. К сельскохозяйственной технике у белорусского лидера особое отношение. Она напрямую связана и с продовольственной безопасностью. Президент поручает эксперимент: новинки отправить на поля хозяйств Гомельской области на весь агросезон. И посмотреть в сравнении. Инженерам удалось доказать мировым экспертам в комбайностроении: газ на «Полесье» — это и безопасно, и выгодно. По сути, это самый мощный мотор в своем классе. Производительность — 12 килограммов зерна в секунду. 

На тренды в мировом автопроме смотрят и на МТЗ. Тракторы — особая гордость страны. Каждый 10-й в мире создан белорусскими учеными, инженерами, конструкторами, заводчанами. «Беларусы» обрабатывают землю, обеспечивают хлебом миллионы жителей планеты. На предприятии активно осваивают новые направления. Создают ратраки, льдозаливочные машины. Экономные и значительно дешевле зарубежных аналогов. Все это поручения Президента — иметь в стране собственную спецтехнику! Так появилась машина для подземной перевозки людей на больших глубинах. Идеальная для новых белорусских горизонтов во всех смыслах.


Немало было скептиков, когда Беларусь только заявила, что начинает формировать собственную школу по легковому автомобилю. Но завод работает. Белорусские кроссоверы и седаны уже давно на дорогах региона. После торжественного открытия СЗАО «БелДжи» в ноябре 2017 года Глава государства заявил: запуск в стране производства легковых автомобилей был его мечтой.

— Я мечтал, что мы когда-то в Беларуси произведем свой автомобиль, и моя мечта осуществилась. Молодцы. Хорошая машина. Все, что можно делать у себя, надо делать, не ждать. 


Генеральный директор завода «БелДжи» Геннадий Свидерский заверяет: стратегия такая, чтобы на белорусском рынке были самые новые разработки. 

— Мы их апробируем. Если есть устойчивый спрос, то готовим к производству. Сегодня очень хорошо продается наш новый кроссовер. Аналогично ведется работа еще и по модернизации «Атласа». В следующем году предложим на рынок и электромобили с завода «БелДжи», не менее 1000 штук.
Автопром — тяговый двигатель не только отечественной промышленности, но и науки, экономики! 
А расширение рынков сбыта — подтверждение правильно принятых в свое время решений. Наша техника сегодня — это сплав традиций и инноваций, о ней смело можно сказать: это сделано! И впереди новые высоты.

Дело в технике

«Хочу стать гонщиком!» — заявляет отцу мальчишка лет десяти, завороженно глядя на ярко-алые капотные грузовики команды «МАЗ-СПОРТавто». Эти мощные покорители «Дакара» заставят сердце биться чаще у поклонника техники любого возраста. А если уж не они, то точно новые электробусы для наших городов или же исполинские карьерные самосвалы БЕЛАЗ. Эту и другую технику еще можно увидеть на выставке «Судьба гигантов» сегодня и завтра на Октябрьской площади Минска. Наш корреспондент делится впечатлениями о самых интересных новинках отечественного машиностроения. 


БЕЛАЗ выпускает всю линейку карьерных самосвалов — грузоподъемностью от 30 до 450 тонн. Однако на выставку заводчане из Жодино привезли только те машины, которые выдержат дорожное покрытие, грузоподъемностью до 55 тонн. Интересное дело — этими махинами теперь можно управлять дистанционно, обычным компьютерным рулем. На предприятии готовятся к испытаниям в гранитном карьере в Микашевичах комплекса удаленного автоматизированного управления через 5G-интернет. Эта технология разработана для применения в карьерах с вредными условиями труда. Два самосвала, оборудованных такой системой, уже успешно трудятся в карьерах Кемерово. 

А еще БЕЛАЗ скоро станет электромобилем. На карьерных самосвалах вдобавок к нынешним мощным электродвигателям устанавливают пантографы. Экспериментальные образцы таких гигантских электромобилей будут готовы буквально через месяц. 

В лучах яркого солнца красуется самая топовая на сегодня Geely Coolray. Однако скоро эту модель потеснит новый флагманский кроссовер FY11, его начнут собирать на заводе «БелДжи» в начале следующего года. Еще одна новинка — хетчбэк GS. Он выйдет на наш рынок к концу 2020-го. Гордость Geely — собственный электрокар Geometry A с запасом хода 510 километров, что весьма достойный показатель. Не уступает Tesla. Да еще и дизайн радует глаз. Ждем Geometry A на рынке в следующем году. 


Минский тракторный завод представил на выставке свои новинки, опытные и серийные образцы, а также первые тракторы, с которых началась история легендарного предприятия. В одном ряду стоят труженики полей века прошлого и их богатырского вида потомки — современные энергонасыщенные тракторы. «Бобруйскагромаш» привез лучшие образцы своей техники. В том числе интересную разработку — трехосную емкость для внесения жидких органических удобрений поверхностно или сразу внутрь почвы.

Пришельцы из будущего — футуристического дизайна автобус и электробус МАЗ третьего поколения. Забиты под завязку электроникой: парктроники, камеры кругового обзора, электрический выдвижной пандус, пневматическая подвеска. У электробуса увеличенный автономный ход, порядка 300 километров. Президент поручил заводчанам до 9 мая 2021 поставить 10 таких электробусов в области и Минск.

У «Белкоммунмаша» другой подход к построению электробусов. Запас хода меньше, но зарядка быстрая. На электробусах стоят суперконденсаторы, которые дают запас хода всего 20 километров, зато заряжаются за 7 минут. 

Илья КРАСОВСКИЙ.

ikras@sb.by

ЛЮДИ ГОВОРЯТ

Полина Гвоздовская и Алина Соловьева успешно сдали сессию, с хорошим настроением гуляют по городу: 

— Настроение отличное, праздничное. В технике пусть и не очень разбираемся, но выставка заинтересовала. Не каждый день увидишь столько специальной техники в одном месте. А больше всего понравились электробусы МАЗ. Крутой дизайн. Скорее бы они вышли на городские маршруты. 

Наталья Гончарик и Вячеслав Румянцев впечатлены мощной техникой на выставке:

— Однозначно, все наше внимание было приковано к БЕЛАЗам. Гордимся, что у нас умеют делать такие машины, и нашей промышленностью. 

Дмитрий с семьей уже побывал на дне открытых дверей завода БЕЛАЗ и вообще интересуется техникой:

— Слежу за командой «МАЗ-СПОРТавто» и успехами Сергея Вязовича. Поэтому особенно интересно было увидеть своими глазами капотные грузовики, на которых выступают наши гонщики. Приятно погулять по городу в ясный день. Настроение солнечное еще и потому, что в нашей стране все хорошо. 
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Фото: БелТА , Александр КУЛЕВСКИЙ , Виталий ГИЛЬ