Машина времени

Это невероятно, но время здесь застыло.
Это невероятно, но время здесь застыло. За последние 20 лет, а именно столько прошло с тех пор, как мне доводилось бывать в этих стенах в качестве подопечной, тут почти ничего не изменилось. Тот же дремлющий вахтер у входа, те же поломанные парты в коридорах, тот же вечный ремонт в туалете и тот же противный запах в спортивных раздевалках. Кажется, что этой без малого четверти века жизненной круговерти, изменившей людей, страну, даже природу... попросту не было.

Все здесь знакомо: коридоры, свежеподкрашенные, но давно тоскующие по хорошему ремонту, надписи на стенах, стенды с детскими рисунками. Вот только сюжеты иные. Прежде мы рисовали себя. Летящими над городом. В волшебное будущее. Нынче ребячьи мечты материальны: летающие машины, компьютеры с клавиатурой-мольбертом, замки и города будущего - почему-то все зависшие в воздухе, без фундамента...

Здесь также работают кружки (те же, что и 20 лет назад): девочек учат плести из соломки, мальчишек - азам радиотехники и столярного ремесла. Да и преподаватели здесь в большинстве своем прежние, приросшие к старому "дому пионеров" всем существом. Иных ветер перемен уж давно отсюда выдул.

Впрочем, скоро откроется самый вожделенный здесь кабинет - информатики. Так что, несмотря на первое впечатление, технический прогресс все же присутствует. Местами, так сказать. В кабинете информатики есть 9 новых "пентиумов" - подарок попечительского совета. Да завершена компьютеризация кабинета директора.

Вот, пожалуй, и все.

В остальном же дети демократично приобщаются к старинным промыслам, поддерживая и сберегая родную культуру и являя своими увлечениями образчик великой житейской непрактичности, коей страдают и их родители, и учителя этого самого прикладного искусства.

- Мы горды тем, что здесь ничего не изменилось, - говорит директор центра творчества детей и молодежи Фрунзенского района столицы "Эврика" (именно такой титул нынче у "дома пионеров") Светлана Шмагоревская, - и для того чтобы это было так, нам пришлось приложить немало усилий.

Очень хочется верить в то, что они, нынешние педагоги-внешкольники, в этих своих убеждениях и титанических усилиях правы. Мне вспомнился эпизод, как наши 11 - 12-летние школьники, отдыхавшие в белорусско-немецком археологическом лагере, организовывали собственное жизненное пространство, продемонстрировав при этом инфантильность вкупе с невероятной житейской сметливостью. Сметливостью, доставшейся в наследство и состоящей из понимания того, как можно приспособить для личной пользы все, что плохо лежит-висит-стоит. Немецкие же ребята выделялись сразу: они видят всю модель своего бытия целиком и живут с чувством этого стройного соответствия. Они точно знают, как обустроят сегодня свой лагерь, через 5 лет поступят в колледж, после 30 создадут семью, построят карьеру, посадят дерево, построят дом, вырастят сына...

Наши же сегодня клеят танки из картона, завтра плетут корзинки из соломки, послезавтра танцуют украинский гопак. Они не знают, потребуется ли им это в будущем, интересно ли им это сегодня, приносит ли это радость или пользу. Думаю, этого не знают до конца и педагоги, которые готовы заниматься с ними день-деньской, от зари до поздней ночи. Только бы искорку маленькую в детских глазах увидеть. И не поймешь, то ли по велению души это делается, то ли по инерции, то ли по глупости...

Многие родители считают, пусть лучше ребенок занимается хоть чем-то, чем вообще ничем. Потом привычку делать хоть что-то, пусть бессмысленное и ненужное, нередко приходится преодолевать всю жизнь. Прикладное творчество воспитывает в детях уверенность, что нет ничего лучше, чем то, что сделано своими руками, во что вложена частичка души, что в жизни во всех ее проявлениях самое главное - равнение на массовую культуру, что весь мир теперь может уместиться в одной маленькой подключенной к Интернету "железяке".

Впрочем, "полюса" в нашем обществе расходятся все дальше друг от друга, скоро между ними, наверное, проляжет настоящая пропасть. И в этом нельзя винить педагогов-внешкольников. Есть слишком много "но", которые стоят между детьми и взрослыми. Безнадежно отсталая материальная база не позволяет не то что шагать в ногу со временем, а даже просто держать его, это самое время, в поле зрения. Да и педагоги, фигурально выражаясь, год от года не молодеют. Молодежь сюда не торопится: ставка руководителя кружка совсем невысока. Потому средний возраст педагога-кружковца приближается к 50.

Здесь давно живут собственными рыночными отношениями, или, скорее, натуральным хозяйством. У дома детского творчества есть свои меценаты. Помогают кто чем может, чаще продукцией - то лоскут для кружка мягкой игрушки дадут, то несколько бочек краски для коридоров. ("Только вы не указывайте названия предприятий в своей статье, - попросили меня здесь, - а то потом у них отбоя от просителей не будет".) Вот так - и добро сегодня лучше тайком делать. Так же тайком (не для печати!) мне рассказали о том, что руководитель декоративного кружка сама, за собственную зарплату, покупает мех для детских поделок, а еще один удивительный человек за рептилию для живого уголка отдал все сбережения и зиму мерз в прохудившейся обуви. Такими людьми гордиться нужно, а здесь об это стыдливо шепчут на ушко. Уж стыдно за это должно быть отнюдь не руководителям кружков...

В "Эврике" работает около 500 кружков, в них занимается свыше 10 тысяч ребят. Здесь всегда шумно и "многодетно". Все кружки работают бесплатно. Основной контингент - ребята из семей не самых обеспеченных, многие из неблагополучных. Нередко научить их забивать банальный гвоздь попросту некому. О какой "самоорганизации жизненного пространства" и далеко идущих жизненных перспективах можно говорить, если немало здешних воспитанников не имеют твердой уверенности даже в том, доведется ли завтра досыта поесть?

...По вечерам из "дома пионеров" (уж простите такую временную заскорузлость) разносится музыка - репетирует молодежный ансамбль. Поют великолепно. В "Эврике" прекрасная, одна из лучших в городе музыкальная студия. Музыка звучит почти до ночи. Да еще подолгу не гаснет свет в окнах с решетками - руководитель кружка информатики не может разогнать заигравшихся на компьютерах мальчишек - многие из них все занятие прождали своей очереди, жалко их выставлять, несмотря на то, что время уже давно неурочное...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter