Машина времени

В Пинске сконструировали телескопический погрузчик

Машина времени не дает остановиться творческому процессу развития производства на Пинском заводе средств малой механизации

В прошлом месяце в СПК «Валище» из Пинска своим ходом приехал такой агрегат, какого местные механизаторы еще никогда не видели. Над ним в просторной прозрачной кабине возвышался водитель, управляющий трехсекционной стрелой с за­хватывающим устройством на конце. Машина тут же включилась в работу по уборке с полей тюков травы и соломы, заметно ускорив этот трудоемкий процесс в хозяйстве.

Через некоторое время с ней в СПК прощались с немалым сожалением. Закончился срок, отведенный на ее испытания, и опытный образец погрузчика телескопического, созданного на Пинском заводе средств малой механизации, недавно уехал обратно на предприятие.

«Теперь мы с нетерпением ждем, когда завод приступит к серийному выпуску этой машины с условным обозначением ПТ-3010, и будем одними из первых ее покупателей, — говорит руководитель СПК «Валище» Александр Андриевич. — С Пинским заводом средств малой механизации мы сотрудничаем в плане обкатки техники уже давно. Это выгодно хозяйству, так как платить за ее аренду не надо, да и подводит она крайне редко. Вот и новый погрузчик отработал отведенный ему срок без поломок и здорово нам помог. Судите сами, старая подъемная техника, которая работает у нас на базе тракторов МТЗ, может поднять всего лишь 750 килограммов на трехметровую высоту. Кстати, она тоже сделана на этом заводе и очень надежна, но несколько устарела по своим функциональным возможностям. Новый агрегат способен поднять вверх на шесть метров три тонны. В сочетании со способностью погрузчика двигаться крабовым ходом эти качества делают машину уникальной в плане производительности и удобства для сельского труженика. Продумали конструкторы и еще ряд нюансов. Например, механизатор в кабине, сделанной с применением сверхпрочного стекла, надежно застрахован от последствий всевозможных ЧП. Ее крыша оснащена защитой от падающих предметов».

«Подобная техника собственного производства сегодня не производится ни в одной из стран СНГ, — не без гордости утверждает главный конструктор предприятия Дмитрий Тихонов. — Конечно, создавая ее, мы использовали некоторые достижения зарубежного машиностроения. Мотор у ПТ-3010 английской фирмы JCB, гидравлика итальянская, но основу машины — шасси, укрепленную на ней стрелу и кое-что другое мы разработали сами и создаем сегодня у себя в цехах. Особенно удобным делает агрегат трехсекционная стрела, работающая по принципу телескопа, откуда и его название. Машина, по прогнозам наших маркетологов, сегодня нужна не только аграриям, но и строителям, энергетикам, дорожникам и людям других профессий».

Такая разносторонняя востребованность продукции завода средств малой механизации уже давно вывела его на решение больших народно-хозяйственных задач в масштабах государства. Об этом говорит создание на предприятии новой модификации телескопического подъемника ПМС-22 на базе шасси МАЗ-457043, способного поднимать на 22-метровую высоту груз весом до 250 килограммов. Делают здесь подъемники и с максимальной высотой подъема 28 метров, но ценность новинки в том, что она и дальше помогает в реализации продукции одного из крупнейших предприятий республики — Минского автомобильного завода. Дело в том, что созданный в годы существования СССР пинский завод был изначально ориентирован на кооперацию с российским ЗИЛом, на машинах которого и работали белорусские подъемно-стреловые устройства. Когда Россия стала заграницей, ЗИЛы попали в разряд экспортных товаров, за которые государству приходится платить валютой. Именно Пинский завод средств малой механизации еще с середины девяностых годов минувшего века успешно решает эту импортозамещающую задачу, освоив выпуск подъемной техники на базе белорусских МАЗов. Но от российской колесной техники здесь вовсе не отказываются, ведь примерно половина сделанных на предприятии агрегатов продается в Российскую Федерацию.

Как россиянам, так и белорусам в различных отраслях народного хозяйства поможет работать еще одна новинка завода из разряда подъемно-погрузочного оборудования. Это белорусский трактор МТЗ-92, оснащенный и сзади, и спереди механическими железными «руками». Они способны брать с земли и поднимать грузы на высоту более семи метров или перемещать их в сторону на такое же расстояние, рыть ямы и траншеи, имея в своем арсенале крюк-захват, ковш, работающий по принципу «три в одном», ротатор с челюстным захватом. По мнению создателей, эта машина будет очень востребована работниками лесного хозяйства, а также коммунальщиками больших и малых городов как России, так и Беларуси.

Словом, предприятие благодаря стратегии руководства и остроте мышления конструкторов сегодня уверенно смотрит в завтрашний день. Оправившись после экономического кризиса, пошатнувшего покупательные способности российских партнеров, оно продолжает наращивать экономическую мощь. Но помнят здесь времена, когда думали только о том, как выжить.

Ведь построен был завод в 1986 году для того, чтобы обслуживать предприятия и организации Министерства мелиорации СССР. Начинали пинчане с изготовления кузовов-фургонов для перевозки людей, которые устанавливали на шасси различных колесных автомобилей. Потом стали развивать производство специальных автобусов, автогидроподъемников, автокранов. Но в начале девяностых годов прошлого века поступательное развитие предприятия с разрывом кооперативных связей и потерей всесоюзных рыночных ниш остановилось, и к 1995 году оно оказалось в тупике. Жизнь подсказывала, что выход надо искать на внутреннем рынке, при этом устранить зависимость от мелиоративной отрасли, пришедшей к тому времени в упадок, а обратить внимание на нужды энергетиков, строителей, дорожников, жилищно-коммунальных служб. Изучив ситуацию, решили задействовать вышеупомянутую идею выпуска автогидроподъемников на базе белорусского МАЗа. Первый шаг оказался верным и дал шанс заводу найти свое место на рынке производства другой, ранее ему не свойственной техники, который он не упустил.

Сегодня это одно из преуспевающих предприятий Пинска с надежной перспективой развития. Мы идем по его огромным цехам с директором Георгием Головачом, под руководством которого оно отстояло свое благополучие, и в глаза бросается малолюдность среди станков и агрегатов. Ответ на возможный вопрос по поводу этого виден тут же: это высокий технологический уровень производства. У парня, управляющего посредством компьютерного пульта механической рукой японского сварочного аппарата, зар­плата — на уровне директорской. Да и работа интеллектуальная. Думать, творить, делать свое дело сегодня лучше, чем вчера, здесь стараются, по-видимому, все: от рядового рабочего до директора. Так и преуспевают вместе изо дня в день.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter