Женщины в политике демонстрируют сильные бойцовские качества, иначе им не выжить

Мартовские цветы сильнее пробиваются к солнцу

В преддверии 8 Марта есть смысл вспомнить о первоначальном значении этого праздника — а именно о том, что после Клары Цеткин, которую считают автором идеи Международного женского дня, внесли женщины в политику.


Как ни странно, дамы на политическом поле более последовательны, чем мужчины, менее подвержены политической мимикрии, реже совершают политические предательства и хранят чувство собственного достоинства как родовую черту. Женщины на политическом поле умеют различать главное и второстепенное с большей проницательностью, чем мужчины, скажем, Екатерина II была, наверное, единственной женщиной–правителем, которая смогла использовать любовников в государственных интересах. Достаточно назвать в этом контексте братьев Орловых, князя Потемкина, ставшего Таврическим. Но этот пример не уникален. Английская королева, на этот раз королева–девственница Елизавета I в ответ на предложение парламента избрать себе мужа ответила, что на ее надгробном камне будет написано, что королева жила и умерла девственницей. И Екатерина, и Елизавета были высокообразованными людьми. Русская императрица переписывалась с французскими просветителями, писала научные труды. Английская королева каждое утро читала греческое Евангелие, сопровождая его выдержками из трагедий Софокла и речами Демосфена. И одна и другая властительницы демонстрировали мужество и волю, они могли бранить вельмож, как школьников, отвечая на дерзости пощечинами и позволяя себе ругаться при этом, как рыночные торговки. Но ни тщеславие, ни капризы не проникали в государственные дела и позволяли этим политикам верно ставить приоритеты: государственные интересы — во–первых, все остальное — во–вторых. Стоит упомянуть и их политический инстинкт, во всяком случае, Екатерина в век Просвещения дала обещание не казнить отступников по политическим мотивам и сдержала свое слово. Елизавета была очень популярной среди народа и не в последнюю очередь потому, что чувствовала настроения людей и их желания.

Конечно, далеко не всё и далеко не все выглядели столь благостно. Шотландской королеве Марии Стюарт отрубили голову, да разве ей одной... Жанну д’Арк сожгли. Вообще, есть интересный вопрос: почему столь жестко относились именно к женщинам, особенно в XVI — XVII веках, когда процессы, преследование в частности ведьм, стали общераспространенными во всей Европе и прежде всего в Германии? Один из вариантов ответа связан с родовыми качествами женщины. Как пишет немецкий историк Иоганн Шерр, в женщинах всегда видели нечто таинственное, скрытое, непредсказуемое, что существенно отличало их от прямолинейных мужчин. Кроме этого, нельзя забывать, что сам грех, по библейскому учению, сошел на землю через посредство женщины. Более того, именно женщины чаще всего брали на себя роль пророчиц, жриц, существ ясновидящих, так что все это в итоге порождало смесь нелепости, жестокости и заблуждений.

Женщина, повторюсь, всегда более последовательна и более строга в оценках. Вспомню один из сюжетов из романа К.Симонова «Живые и мертвые». Там один из главных героев Серпилин попал в лагеря в известные 30–е годы. И в это время его сын, приемный сын, отрекся публично от своего отца. Позже Серпилин вернулся из лагерей и был готов простить сына, но вот его жена этого сделать не смогла. Не могла простить, как она полагала, предательства, несмотря на то, что на кону была жизнь, карьера ее собственного, кровного сына. А вот пример из иной эпохи. Далеко не случайно один из самых известных манифестов периода перестройки, статья «Не могу поступиться принципами», была написана все же именно женщиной — Ниной Андреевой. И суть–то не в том, что так думала она одна, так думали миллионы, но вот публично и вовремя сказать об этом смогла все же именно она. Мужчина чаще готов приспособиться к политическим обстоятельствам, женщина предпочитает сохранять верность этим обстоятельствам.

Обратим внимание, что многие базовые категории политологии — женского рода. Революция, война, собственно политика, свобода, эпоха и т.д. Этот факт вряд ли можно назвать случайным. Дело в том, что на политическом поле вне участия женщин не происходило ни одного значимого события, и стоит предположить, эта тенденция сохранится и в будущем. Привычные клише о том, что женщина привносит в любую сферу деятельности мягкость, сострадание и иные свои замечательные качества, здесь вряд ли уместны. Вспомним баронессу М.Тэтчер, как она боролась с голодовкой ирландских борцов за независимость. Она просто позволила им умирать с голоду, они и умирали. Так что политика — особая сфера, где то же сострадание имеет место в очень узких пределах, называемых целесообразностью и национальными интересами. Но от этого женщина, конечно, никогда не перестанет быть женщиной, существом высшего порядка, и об этом стоит упомянуть без всякого уничижения.

Фото ИТАР-ТАСС

Советская Белоруссия № 42 (24924). Пятница, 4 марта 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter